Российского олигарха Бориса Березовского обнаружили повешенным в его доме в Саннингдейле в марте 2013 года. Он родился в семье евреев-ашкеназов, но в 1994 году принял русское православие. Я всегда подозревал, что смена конфессии была скорее шагом политическим, чем духовным. “Так почему же, — спросил я его за ужином однажды вечером, — вы покупаете русские иконы?
”Березовский объяснил, что пытался было подкупить Владимира Путина автомобилями, но тот от них отказался. С подарками в виде русских икон получилось лучше: их Путин передавал церквям и монастырям. На протяжении всей своей политической карьеры российский президент заботится о Русской православной церкви. Можно ли считать это проявлением подлинного и пылкого религиозного чувства? Его мать была набожной христианкой и крестила сына тайно. Говорят, что он не снимает нательный крестик и всегда крестится в церкви.
Но и сомнений в религиозности бывшего офицера КГБ предостаточно. Однажды в интервью Путина спросили, верит ли он в “высшего Бога”. Он увильнул от прямого ответа: “Есть вещи, в которые я верю, но в моем положении лучше их не раскрывать”. Однако ни один священник не уверен в подлинности веры Путина больше патриарха Кирилла: предстоятель Русской православной церкви даже назвал его “чудом Божьим”.
Даже без учета влияния матери, Путин прекрасно осознает, насколько православие укоренилось в русской культуре. Когда я впервые побывал в России, еще в советское время, я изумился, что ее церкви по-прежнему переполнены даже после полувека коммунизма. После падения Советского Союза, как пишет Люси Эш в своей книге “Дубинка и крест”, Русская православная церковь “заняла место КПСС” и обеспечила идеологическую основу путинизма. С падением коммунизма доля православных в России удвоилась до 71%.
Безотносительно мотивов, Путин, несомненно, придал огромный толчок возрождению православия в России. Это источник, откуда он неустанно черпает поддержку. В 2017 году я проехался по России вместе с другими собирателями икон. После обвала цен на нефть двумя годами ранее казалось, что все строительные работы остановились. Единственным исключением стали православные церкви и монастыри. За последние 35 лет количество монастырей выросло с 18 до 788.
Особенно это бросилось в глаза на Соловецких островах в Белом море. Монастырь, основанный еще Зосимой и Савватием в XV веке, восстановлен во всем его блеске. Закрытый в 1921 году Лениным, два года спустя он превратился в Соловецкий концентрационный лагерь особого назначения. Александр Солженицын назвал его “прародителем ГУЛАГа”. Теперь в восстановленной правительством обители проживает более 40 насельников.
Выставка икон, посвященных новомученикам Русской православной церкви — убитому царю Николаю II и его семье, — смотрелась в Соловецком монастыре несколько несуразно в свете его советского прошлого. На месте их кровавой казни в уральском Екатеринбурге находится алтарь нового Храма на Крови. Его построили в 2003 году, и в том же году Путин пригласил туда тогдашнего канцлера Германии Герхарда Шредера.
Спрос на иконы — “окна в небеса” и неотъемлемую часть православного веропочитания — ширится вместе с паствой. В первом десятилетии XXI века иконы, проданные в советские времена на Запад, начали возвращаться в Россию. Один российский олигарх возил монахов и монахинь на частном самолете из Екатеринбурга, чтобы скупать в галерее Темпла в Лондоне иконы и мощехранительницы для монастыря, который он восстанавливал.
Однако возрождение православия — это обширная тенденция, которая не ограничивается одной лишь Россией. Восточное (или коптское) православие, отделившееся от византийского после Вселенского собора в Халкидоне в 451 году нашей эры, переживает аналогичный рост, и притом весьма впечатляющий. Во время экскурсии по коптским монастырям в египетской пустыне в 2018 году я не мог не заметить масштабных строительных и реставрационных работ, в основном на средства американских коптов.
Правительство Египта и его вооруженные силы, со своей стороны, профинансировали строительство огромного собора Рождества Христова в Каире. Его открыл президент-мусульманин Абдул Фаттах ас-Сиси в 2019 году. С 1980 года ряды коптских монахов Египта расширились на 300%. Объединенная эфиопская православная церковь Тевахедо за последние 75 лет увеличила паству с 15 до 50 миллионов прихожан. Корни ее уходят в 330 год нашей эры, когда царь Аксума по имени Эзана сделал христианство государственной религией.
Новые ветры задули и в монастыре Святой Екатерины, который основал еще византийский император Юстиниан в 548 году нашей эры у подножия горы Синай. Когда я был там, библиотекарь отец Иустин Синаит целое утро показывал мне образцы священных книг и рукописей. Всего в хранилище их имеется порядка 10 000. Фонд Гетти оплатил их хранение в современной библиотеке и финансирует цифровизацию, чтобы сделать их доступными в интернете.
Православие также возрождается в Греции. Когда я посетил полуавтономное монашеское государство Афон в 1970-х годах, оно прозябало в упадке и насчитало всего 1 100 насельников. Сегодня их более 2 000. В Англии интерес к православию оживился благодаря покровительству Карла III и частым визитам в монастырь Ватопед на горе Афон. Известно, что король собирает иконы для своей садовой часовни в Хайгроуве. А в 2009 году он запустил трехгодичный курс иконописи в Королевской школе традиционных искусств в Чизике.
Наконец, признаки православного возрождения наблюдаются даже в Америке. Словно в ответ на кризис “потерянной молодежи”, как выразился Джордан Питерсон, я своими глазами видел, что в церквях в Трентоне, Нью-Джерси и Вирджиния-Бич нет отбоя от молодых людей.
Немного неуместно зажатая между шиномонтажной мастерской, “Макдональдсом” и торговым центром, греческая православная церковь в Вирджиния-Бич выглядит так, словно сделана из кирпичиков Lego. Ее несколько тусклый облик компенсируется многолюдной паствой всех возрастов. Царит теплая атмосфера, которой все поглощены. Много греческих эмигрантов, однако среди новообращенных и катехуменов (оглашенных) царит этническое разнообразие: попадаются азиаты и даже молодой чернокожий штурман F-18 Hornet (“Шершень”). Члены общины Вирджиния-Бич поддерживают работу американских иконописцев и даже собрали передвижную выставку, которую планируют возить на многочисленные православные конференции по всей Америке.
Складывается ощущение, что мода на православие подпитывается и культурными мероприятиями. Банковская группа Intesa Sanpaolo собрала в Виченце великолепную коллекцию икон. Музей икон в Рекклингхаузене, крупнейшее в неправославных странах собрание православных икон и церковного инвентаря, пробудился от прежнего упадка. В Массачусетсе известный нидерландский иконовед Симон Морсинк вдохнул новую жизнь в Музей русских икон. Еще увлекательнее, что в Брюсселе скоро откроется частная коллекция бельгийского миллиардера Эрика Виттука — пожалуй, лучшая в Европе. А в прошлом году я посетил замечательный новый музей икон Грузинской православной церкви в Сванетии, запрятанной в самом сердце Большого Кавказа. При этом Британский музей всё еще скрывает немалую часть своей коллекции икон от публики.
Лувр же, словно предчувствуя всплеск интереса к православию, недавно объявил об открытии нового отдела византийского и восточнохристианского искусства в 2027 году. При этом музей уже славится прекрасным собранием коптских работ. Это будет девятый отдел Лувра и первый новый с 2003 года.
Посетит ли его когда-нибудь Путин, будет зависеть не только от искренности его веры. Однако развитие новых выставочных залов Лувра наверняка вызовет новый взрыв интереса к православию во всех его проявлениях.
Автор: Фрэнсис Пайк (Francis Pike) — историк и автор книг “Война Хирохито”, “Тихоокеанская война 1941–1945” и “Воюющие империи: краткая история современной Азии со времен Второй мировой войны”.
Свежие комментарии