На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Балу -
    А у них там у всех с логикой - москальской лженаукой - проблема... Это особенно ярко заметно, когда "о готовности к з...В Польше объяснил...
  • Юрий Золотарев
    Польша! Мозги включишь? Или так и  останешься пробандеровской ДУРОЙ?В Польше объяснил...
  • Андрей
    А ведь обстановка накаливается и, что самое интересное, ТАМ люди не понимают, что мир сегодня на краю третьей мировой...В Польше объяснил...

Ученые выяснили, чей мозг стареет быстрее. Латиноамериканкам не повезло

Загрязнение воздуха и проживание в странах с высоким социально-экономическим неравенством связаны с большим разрывом между возрастом мозга и хронологическим возрастом.

Недавно разработанное понятие "мозговых часов" позволяет определить, стареет ли мозг человека быстрее, чем предполагает его хронологический возраст.

"Часы" указывают на то, что мозг стареет быстрее у женщин, у жителей стран с социальным неравенством и латиноамериканских стран.

"Возраст мозга — это не о том, сколько вам лет. Это о том, где вы проживаете, чем занимаетесь, о вашем социально-экономическом положении, об уровне загрязнения окружающей среды, — говорит ведущий автор исследования, нейрофизиолог из Университета Адольфо Ибаньеса в Сантьяго Агустин Ибаньес (Agustín Ibáñez). — Страна, которая стремится изучить здоровье мозга своих граждан, должна рассмотреть вопрос структурного неравенства".

Работа "действительно впечатляющая", заявил нейрофизиолог Владимир Хачински (Vladimir Hachinski) из Западного Университета в канадском городе Лондон, не принимавший участия в исследовании. Оно было опубликовано 26 августа в Nature Medicine.

Единственная связь

Исследователи рассмотрели старение мозга посредством диагностики функциональной связанности — степени взаимодействия различных областей мозга между собой. С возрастом функциональная связанность постепенно снижается.

Авторы использовали данные из 15 стран: из семи государств Латинской Америки и Карибского бассейна (Мексики, Кубы, Колумбии, Перу, Бразилии, Чили и Аргентины) и восьми из других областей земного шара (Китая, Японии, США, Италии, Греции, Турции, Великобритании и Ирландии).

Из 5306 испытуемых некоторые были здоровы, другие страдали болезнью Альцгеймера или другими формами слабоумия, у третьих наблюдались умеренные когнитивные нарушения, предшествующие деменции.

Исследователи измеряли активность мозга испытуемых в состоянии покоя (когда они не занимались ничем особенным) с помощью либо функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), либо электроэнцефалографии (ЭЭГ). Первый метод показывает кровоток в мозге, второй — волновую активность мозга.

Авторы вычислили функциональную связанность мозга каждого испытуемого и ввели эти данные в две ИИ-модели, разработанные для оценки возраста мозга: одна — по результатам фМРТ, вторая — по данным ЭЭГ. В итоге они смогли вычислить для каждого человека его "мозговозрастной разрыв" — различие между хронологическим возрастом и возрастом мозга с точки зрения функциональной связанности. Разрыв в 10 лет, например, означал бы, что функциональная связанность мозга испытуемого примерно такая же, как у человека, на десять лет старше его.

Неравный разрыв

Модели показали, что у пациентов с болезнью Альцгеймера или другими видами деменции мозговозрастной разрыв был больше, чем у людей с умеренными когнитивными нарушениями и здоровых испытуемых.

У участников из латиноамериканских и карибских стран мозговозрастной разрыв был в среднем выше, чем у жителей других регионов. Латинская Америка — один из регионов с высоким социально-экономическим неравенством, говорит Ибаньес и предполагает, что именно поэтому мозг его жителей стареет быстрее. Структурное социально-экономическое неравенство, загрязнение окружающей среды и различия в состоянии здоровья связаны с возрастанием мозговозрастного разрыва, особенно у жителей Латинской Америки.

Более того, у женщин, проживающих в странах с высоким гендерным неравенством (особенно в странах Латинской Америки и Карибского бассейна), мозговозрастной разрыв выше, чем у живущих там же мужчин.

Другие часы, другие континенты

Сама по себе диагностика старения мозга на выборке испытуемых из разных стран — это уникальное достижение, говорит Хачински. Он считает надежным вывод о различиях в мозговозрастном разрыве, но предупреждает, что функциональная связанность — это только один способ оценить здоровье мозга и что в состоянии, например, депрессии или тревоги у человека может быть хорошая функциональная связанность при плохом психическом здоровье. "Нейрофизиология плохо измеряет гештальт", — сказал он.

Одна из возможных причин ненадежности результатов — разный технический уровень аппаратов для проведения фМРТ и ЭЭГ в 15 странах. Например, в странах с низким доходом оборудование старое, оно позволяет получить данные лишь невысокого качества, по сравнению с аппаратами из богатых стран. Но Ибаньес не обнаружил связи между низким качеством данных и большим мозговозрастным разрывом или высоким структурным неравенством.

В настоящее время команда Ибаньеса занимается исследованием связи мозговозрастного разрыва с национальным благосостоянием посредством сравнения групп испытуемых из Азии и США. Также в работу добавлен показатель "эпигенетических" часов, который измеряет биологический возраст путем исследования химических изменений в ДНК. Ибаньес надеется, что полученные в итоге результаты внесут свой вклад в разработку персонализированного подхода к пациентам, в полной мере оценивающего биологическое разнообразие строения мозга людей во всем мире.

"Нам необходимо понять это разнообразие, — сказал Ибаньес. — Мы не можем создать действительно глобальный подход к изучению деменции без рассмотрения этого вопроса".

Автор: Юлиан Новогродски (Julian Nowogrodzki).

 

Ссылка на первоисточник
наверх