В среду Европейский суд вынесет постановление с оценкой того, не нарушила ли Еврокомиссия правила прозрачности.
Мощный ход Белоусова: ВСУ раздавлены под Харьковом. В ДНР боевики получили неожиданный удар под дых
БРЮССЕЛЬ — На этой неделе репутация Урсулы фон дер Ляйен как председателя Еврокомиссии подвергнется суровому испытанию, когда суд Евросоюза будет принимать решение по поводу секретных СМС-сообщений, которыми она обменивалась с руководителем фармацевтической компании, заключившей с Брюсселем многомиллиардную сделку о поставках вакцины.
Это постановление Европейского суда станет определяющим для репутации председателя Еврокомиссии. Ему предстоит решить, не является ли отказ обнародовать содержание СМС-переписки с гендиректором компании Pfizer Альбертом Бурлой нарушением правил прозрачности.
Решение по делу "Файзергейт" будет иметь огромные последствия для того, как высшее руководство ЕС ведет дела за закрытыми дверями. Более того, оно несомненно омрачит второй пятилетний срок председательства фон дер Ляйен в ЕС, который начался совсем недавно — 1 декабря. Она изо всех сил пытается сохранить значимость Еврокомиссии в условиях усиления националистической риторики внутри Евросоюза, однако ее уже начали критиковать за склонность к централизации власти и за отказ от своих экологических обязательств.
Суть проблемы состоит в том, можно ли классифицировать текстовые сообщения как документы, которые необходимо публиковать во имя прозрачности. Активисты и многочисленные зарубежные обозреватели говорят, что к ним следует относиться как к любым другим средствам официальной связи, когда речь идет о разработке политики. Еврокомиссия же это отрицает.
Большие затруднения
Это дело непростое для фон дер Ляйен с юридической точки зрения, так как она не только лично подписала самый крупный в ЕС контракт по вакцинам на многие миллиарды евро, но и председательствует в том самом органе, в задачи которого входит обеспечение соблюдения законов ЕС, включающих принципы прозрачности и подотчетности. Если решение суда будет не в ее пользу, многочисленные критики председателя Еврокомиссии получат важные инструменты политического давления на нее.
Это создаст большие затруднения с учетом того, что всего несколько месяцев назад она публично пообещала отстаивать нормы прозрачности, эффективности и неподкупности в свой второй срок.
"Это постановление суда может стать переломным моментом для прозрачности в ЕС, — сказала Шари Хиндс, работающая в НКО Transparency International сотрудником по вопросам политической добросовестности. — Когда речь идет о ключевых решениях, особенно тех, которые касаются здоровья населения, следует всячески избегать секретности".
Это дело инициировала редакция New York Times и бывший шеф ее бюро в Брюсселе. Они подали иск против решения комиссии не публиковать текстовые сообщения в 2022 году.
О существовании переписки стало известно в апреле 2021 года из интервью New York Times, в котором Бурла назвал обмен сообщениями попыткой "укрепить доверие" и содействовать переговорам о важной сделке по вакцине. Соглашение это было заключено в мае 2021 года. В его рамках ЕС обязался закупить до 1,8 миллиарда доз вакцины от Covid-19 Pfizer-BioNTech. Это была самая крупная из всех подписанных Брюсселем сделок.
Она предусматривала начальную закупку 900 миллионов доз с возможностью заказа еще 900 миллионов с доставкой в 2022 и 2023 годах.
Тревожный звонок
Европейский омбудсмен в 2022 году вынес определение, что отказ Еврокомиссии найти и представить искомую СМС-переписку является актом недобросовестного управления. Работавшая омбудсменом с 2013 по 2025 год Эмили О’Райли назвала это "тревожным звонком" для всех институтов ЕС. Она сказала, что при фон дер Ляйен прозрачность в Евросоюзе ослабла.
О’Райли также подвергла особой критике саму фон дер Ляйен. В данном в прошлом году изданию POLITICO интервью она обвинила председателя Еврокомиссии в формировании культуры "сокрытия информации" по политическим причинам.
Она также раскритиковала фон дер Ляйен за ее отсутствие на единственном на сегодня судебном слушании по этому делу. "Слон, которого не было в комнате, — сказала она. — Единственный человек, который мог рассказать нам все, не присутствовал".
В заявлении для POLITICO Еврокомиссия подчеркнула, что не комментирует "незавершенные юридические процедуры".
Судьи низшего уровня из этого самого Европейского суда уже вынесли постановление против решения Еврокомиссии отредактировать значительную часть контрактов по вакцине, и только после этого сделать их достоянием гласности. Сама Еврокомиссия заявила, что это было сделано в интересах защиты конфиденциальности персонала и коммерческих интересов компаний.
Тилли Метц стала одной из пяти членов Европарламента от партии зеленых, подавших иск в общий суд. У нее возникли вопросы по поводу того, кто или что стоит за нежеланием фон дер Ляйен делиться информацией. "Ей дают плохие советы, — сказала Метц. — Если хочешь, чтобы общество доверяло политикам и их действиям, и было в них уверено, а также доверяло их контактам с промышленностью, надо уделять особое внимание прозрачности".
Метц признала, что вызванный Covid-19 кризис здравоохранения стал "совершенно новой ситуацией", вынудив Еврокомиссию сотрудничать с промышленностью. Вместе с тем, она считает, что фон дер Ляйен не сделала правильные выводы из пандемии.
Годы двусмысленности
В рамках дела, решение по которому будет вынесено в среду, суд провел в ноябре слушания в Люксембурге. Большая палата суда просигнализировала о том, что с недоверием отнеслась к отказу Еврокомиссии обнародовать СМС-переписку.
После нескольких лет двусмысленных заявлений по поводу существования переписки адвокаты Еврокомиссии, наконец, признали, что текстовые сообщения имели место. Это вызвало смех у присутствовавших в зале и раздражение у судей. "Мы не отрицаем, что они [СМС-сообщения] существуют", — заявил посреди заседания адвокат Еврокомиссии Паоло Станканелли.
Он опроверг их значимость, заявив, что эти сообщения были бы сохранены, а может быть, и опубликованы, если бы имели какое-то отношение к переговорам о контракте с Pfizer.
Судьи продемонстрировали признаки недовольства, потому что комиссия неоднократно отказывалась объяснить, как она решает, что важно, а что нет. Они стали задавать технические вопросы, на которые чиновник из Еврокомиссии не смог дать ответы. Спрашивали ли сотрудники комиссии фон дер Ляйен об СМС-сообщениях напрямую? Проверяли ли они ее телефон и счета? Расспрашивали ли они главу ее кабинета?
После трех с лишним часов дебатов судьи подвергли резкой критике ответы Еврокомиссии и ее отношение к запросу New York Times. Судья Хосе Мартин Перес де Нанкларес заявил, что исполнительный орган не принял "надлежащих и добросовестных мер" с целью объяснить, почему он не может обнародовать СМС-переписку. Судья Пол Нихаул подверг резкой критике "довольно путаное досье".
Адвокат New York Times Блондайн Клустра выразила "глубокое разочарование неподготовленностью" представителя Еврокомиссии к слушаниям. "Мы до сих пор не знаем, что случилось с телефоном фон дер Ляйен; не знаем, осуществлялся обмен сообщениями через ноутбук или какое-то другое устройство; до сих пор не знаем, где комиссия вела поиски", — сказала она.
Финансовые преступления
Давление на фон дер Ляйен усиливается не только из-за постановления суда. Прокуратура ЕС, в задачи которой входит расследование серьезных финансовых преступлений против финансовых интересов Евросоюза, подтвердила, что ведет расследование по делу о закупках вакцины Еврокомиссией.
В марте глава прокуратуры Лаура Кодруца Ковеси подтвердила, что ее прокуроры недавно допросили руководителей Еврокомиссии о том, как проводились переговоры о вакцине. Прокуратура ЕС заявила, что не станет комментировать ход расследования, потому что оно пока не завершено.
Свежие комментарии