На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Константин Сорокин
    Набор слов и фраз точно отражающие уровень мировосприятия - короче фуфлякРоссия — это вам ...
  • Eduard
    Правильно!В Севастополе нац...
  • Лариса
    У фантаста больная фантазия. Пусть подлечитсяРоссия — это вам ...

Одни толстяки и наркоманы: Запад отчаянно ищет, откуда бы набрать солдат

Решить проблему могут более взвешенные подходы к набору.

"Нам нужно мобилизоваться, — заявил Эммануэль Макрон, представляя новую схему добровольной службы в вооруженных силах 27 ноября, спустя почти 30 лет после поэтапной отмены призыва в 1990-х годах. — Единственный способ избежать опасности — подготовиться к ней".

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

План Франции набрать 3000 добровольцев в будущем году и к 2035-му довести эту цифру до 50 тысяч в год — лишь последнее звено в цепочке попыток Запада наполнить казармы и нарастить мощь простаивавших после холодной войны армий. Париж, правда, отказался возвращать всеобщую воинскую повинность — в отличие от Латвии, Литвы и Швеции, которые уже это сделали. Другие страны медленно, но верно движутся тем же путем: правительство Германии, например, выступило с инициативой об обязательной постановке на учет всех 18-летних граждан мужского пола.

Европейцы определились с датами. У России есть всего пара лет до войны

Корни новой тревоги уходят прямиком в окопы Украины. Закончив холодную войну, Запад устроился поудобнее, чтобы наслаждаться мирными дивидендами. Почти никто, за исключением бдительной Финляндии, не считал нужным содержать многочисленные кадровые армии с десятками тысяч резервистов. Молниеносный разгром США иракской армии в первой войне в Персидском заливе (1990-1991) создал иллюзию: небольшой, но технологичный профессионал легко одолеет грубую силу.

Однако западные генералы не могли не заметить шокирующие потери пехоты по обе стороны фронта на Украине. Окажись на ее месте высокопрофессиональные армии Запада, их стерли бы в порошок с той же скоростью. "Урок очевиден, — говорит Эдвард Арнольд из лондонского аналитического центра RUSI, — для войн высокой интенсивности нужны несопоставимо бо́льшие массы солдат".

Но есть и более глубокая, хроническая проблема — кризис рекрутинга, не позволяющий Западу укомплектовать даже "армии-малютки". Американские военные провалили план по набору в 2022 и 2023 годах, недобрав целых 25% (примерно 15 тысяч солдат ежегодно). В Пентагоне 2023-й окрестили "самым тяжелым годом" с 1973 года, когда армия США стала полностью профессиональной. Британия, между тем, располагает лишь 137 тысячами кадровых военных — самый низкий показатель с эпохи Наполеоновских войн, то есть за 181 год. Аналогичные трудности испытывают Канада, Австралия, Япония и Новая Зеландия.

Часть экспертов винит в этом новое поколение, мол, молодежь слишком поглощена собой и карьерой. По мнению Энтони Кинга из Эксетерского университета, при выборе службы патриотизм у них смешивается с сугубо практическими расчетами. Но ученый тревожится из-за угасания чувства долга перед страной и растущего с 1970-х — времен мощных антивоенных протестов — недоверия к самой идее национализма. Эта тревога небеспочвенна. Согласно прошлогоднему опросу Gallup International в 45 государствах, жаждущих воевать за родину стало заметно меньше, чем 10 лет назад.

Но вместо того, чтобы корить будущих солдат за "неправильный настрой", оборонным ведомствам лучше бы критически оценить самих себя. Детальный анализ статистики набора рисует парадоксальную картину: желающих встать в строй молодых людей больше, чем готова принять армия. Беда в том, что годными оказываются единицы, остальные слишком толстые, зависимые от веществ или психически нестабильные. Данные Пентагона (допандемийного периода) свидетельствуют: среди американцев 17-24 лет требованиям по весу, здоровью и отсутствию наркотического прошлого соответствовали лишь 23%. И положение, увы, не улучшилось. В Дании, Швеции и Британии вербовочные пункты отсеяли примерно 60% добровольцев.

Но дело, скорее всего, не в молодежи, а в бюрократических препонах, которые их ждут на вербовочном пункте. Иные медотводы доходили до абсурда: кандидатов признавали негодными из-за прыщей, экземы или давнишнего перелома ноги, тогда как солдатам, получившим те же болячки уже на службе, разрешали ее продолжать. Как метко выразился один австралийский министр, такие правила — просто "дурость". В аналитическом центре RAND* Corporation подсчитали: подростковый диагноз "синдром дефицита внимания и гиперактивности" (СДВГ), который ставят каждому десятому, автоматически требует особого разрешения для приема на службу. То же самое — для трети американских 18-летних, хоть раз в прошлом году пробовавших марихуану (правда, на разовые эксперименты обычно закрывают глаза, да и многие наверняка врут).

Но настоящим ударом по здравому смыслу стал вывод RAND* о полной бесполезности этой бюрократии. Да, новобранцы с незначительной наркоисторией чуть чаще других вылетали со службы из-за нарушений, связанных с наркотиками. Однако по всем остальным параметрам они служили лучше среднестатистического солдата! "Те, кто баловался травкой, столь же успешно завершали первый контракт и становились сержантами, а покидали армию по состоянию здоровья или в связи с неудовлетворительными показателями даже реже", — констатировали исследователи.

Британия, Канада и Австралия решили, наконец, разгрести бюрократические завалы. Власти пообещали не так строго судить о призывниках с СДВГ, астмой и аллергией. Вот только получить заветный допуск бывает сложнее, чем пройти армейскую подготовку. В Великобритании, вверившей вербовку частной фирме, иные соискатели томились в ожидании по 4 года. В Америке в 2016-2020 гг. одобряли от 61% до 73% ходатайств, но затянувшаяся волокита попросту отпугивала самых перспективных и горящих желанием служить кандидатов — они шли устраиваться в другое место.

Один из способов решить проблему — подтянуть самих кандидатов до нужной планки. В 2022-м американская армия запустила специальный подготовительный курс: мотивированные добровольцы проходят интенсивную программу физподготовки и обучения длительностью от 30 до 90 дней, чтобы вписаться в армейский минимум. Данные показывают, что благодаря этому в строй уже встали свыше 51 тысячи человек. Идею подхватили ВМС США, создав аналогичный проект.

Но многие армии пошли по обратному пути: вместо того чтобы тренировать новобранцев, они просто опустили для них планку. Снять запрет на тату, бороду или усы — это еще куда ни шло. Однако другие шаги выглядят откровенно недальновидными. Новая Зеландия и Канада, например, ослабили требования к интеллекту, перестав настаивать на наличии школьного аттестата и упростив вступительные тесты. А Британия и вовсе допускает послабления в физподготовке.

Как отмечает Кэтрин Кузмински из вашингтонского центра CNAS, подобные маневры со стандартами чреваты обвинениями в том, что государство жертвует качеством армии. Вот почему правительства ступают так осторожно. Командование везде заверяет, что боеспособность войск по-прежнему на высоте. Но британские офицеры в кулуарах ворчат: физическая форма новобранцев катится под откос. Итог печален: все меньше призывников в Британии дотягивают до конца многоэтапной подготовки — возможно, потому что изначально приходят менее выносливыми, слабо мотивированными и психологически неустойчивыми.

Чтобы не проиграть борьбу за кадры, армии все активнее используют рыночные методы. Британским военным в прошлом году подняли зарплату так, как не поднимали 20 лет. "Подъемные" за подписание контракта тоже впечатляют. Полный соцпакет: служебное жилье, страховка, оплата учебы, компенсация за переезд, льготная ипотека... Лозунг эпохи звучит так: "Не спрашивай, что ты можешь сделать для родины, — спроси, что родина может сделать для тебя".

Реформы дают результат. Уже в этом году американская армия уложилась в план набора на 4 месяца раньше — потрясающий рывок после нескольких лет неудач. В Британии за год (по состоянию на 1 октября) численность войск впервые с 2021-го пошла вверх, пусть и на несколько сотен бойцов. Приток заявок вырос на 44%. Бундесвер отчитался о росте набора на 28%. Канада и Австралия впервые за более чем десять лет выполнили нормы по вербовке. А в странах вроде Дании, Латвии и Литвы, где призыв строится на лотерее, казармы теперь заполняются в основном за счет добровольцев.

Но при этом армии стремительно теряют людей почти с той же скоростью, с какой набирают. В бундесвере каждый четвертый новобранец уходит уже в первые полгода; в Бельгии, по некоторым данным, 44% увольняются в первый же год. Идиллические картинки серфинга на берегу моря разбиваются о суровую реальность окопной жизни. Особенно тревожит уход самых ценных кадров — узких специалистов. Как в прошлом году отмечал RUSI, британскую армию покидает рекордное число офицеров, а нехватка пилотов и вовсе достигла "критической" отметки.

Аналитики RUSI видят корень зла в том, что офицеры лишены возможности вести нормальную семейную жизнь: многих перебрасывают на новое место каждые полтора-два года. При этом их супруги часто тоже работают, но из-за бесконечных переездов не могут строить карьеру. Такое положение дел, когда армия не в состоянии удержать профессионалов, ставит под большой вопрос амбициозные планы Запада по резкому увеличению численности армий.

*Американский аналитический центр, признан нежелательным в РФ

 

Ссылка на первоисточник
наверх