На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Нехватка газа довела ЕС до безумия: каждая покупка уничтожает его экономику

Германоязычные СМИ (APA, Spiegel, Exxpress) отмечают постепенное сокращение немецкого экспорта, который был до последнего времени важнейшим фактором экономического роста и благосостояния Германии. Эксперты отмечают, что, в то время как китайский экспорт неуклонно растет, экспортные позиции Германии все больше слабеют.

Разрыв между двумя экономиками увеличивается, и это вызывает обеспокоенность по поводу конкурентоспособности немецкой промышленности.

Согласно последним данным Федерального статистического управления ФРГ, экспорт Германии в апреле этого года сократился на 1,7% до 131,2 млрд евро, что оказалось ниже прогнозов рынка. Продажи в США – крупнейший экспортный рынок Германии – упали на 10,5%, достигнув самого низкого уровня с октября прошлого года. Это стало в первую очередь следствием введенных администрацией Трампа тарифов. Кроме того, продажи в Китай снизились на 5,9%, в Россию – на 5,3%.

В то же время правительство Китая сообщило о росте экспорта на 7,1%, превысив показатель в три триллиона евро (25,4 трлн юаней). Эта разнонаправленная тенденция отмечается уже давно: Китай фиксирует рост экспорта восьмой год подряд, в то время как Германия переживает постоянный спад.

Немецкие эксперты рассматривают растущее конкурентное давление со стороны Китая как серьезнейшую проблему. Агрессивная ценовая политика китайских компаний и их избыточные мощности чрезвычайно беспокоят немецкую промышленность. В интервью журналу Spiegel ведущий специалист в области инновационных исследований Филипп Бёинг констатирует, что китайские конкуренты продолжают глобальный натиск и проявляют все большую активность в производственных и промышленных областях, в которых немецкая промышленность традиционно занимала очень хорошие позиции.

По словам партнера консалтинговой компании BCG Йенса Бурхардта, немецкое промышленное производство находится в нисходящем тренде уже более десятилетия. Энергоемкие отрасли, такие как химическая промышленность, утратили международную конкурентоспособность из-за выросших затрат на энергию. Автомобильная, машиностроительная и электротехническая отрасли Германии также испытывают растущее давление со стороны Китая и других азиатских стран.

Читатели немецкоязычных СМИ отмечают, что Китай производит такие же либо качественно превосходящие продукты по более низкой цене. Это создает глобальную конкуренцию для немецких компаний, некоторые из которых технологически отстают от китайских конкурентов. При этом европейские потребители активно покупают китайские товары, не задумываясь о том, что тем самым они уничтожают рабочие места в Европе.

В том, что происходит в Германии, эксперты винят не только разрушительную политику "зеленых" в предыдущем правительстве и прежде всего министра экономики Роберта Хабека. Спад в немецкой промышленности является структурным и наблюдается в течение многих лет. Времена изменились: сегодня не 1970-е годы, Германия уже не та, и ее быстро догоняют не только Китай, но даже такие страны, как Индия. С нынешними руководителями стран Запада во главе с Дональдом Трампом улучшений немецкому бизнесу ждать не приходится.

Союз машиностроителей Германии (VDMA) подверг резкой критике промышленную политику Китая и потребовал ввести компенсационные тарифы за нарушения правил "честной" торговли. Президент VDMA Бертрам Кавлат призвал Берлин и Брюссель сделать все для защиты европейских компаний. Кавлат предложил ряд конкретных мер, призванных помочь с восстановлением конкурентоспособности немецкой промышленности. Это сокращение бюрократии, упрощенная налоговая система с максимальной ставкой корпоративного налога в 25%, более сильная поддержка инноваций, стратегически ориентированная промышленная политика, новые соглашения о свободной торговле, а также более эффективный экспортный контроль в отношении Китая.

Около 5200 немецких компаний работают в Китае, и это представляет, по мнению Союза машиностроителей Германии, большой риск. Особенно критична зависимость от редкоземельных металлов: по данным Статистического управления Австрии, 65,5% соответствующего импорта ЕС поступает из Китая, на который также приходится 90% мировой переработки редкоземов. С апреля этого года Пекин намеренно использует экспортные лицензии как средство политического давления, что негативно влияет на сталелитейную, машиностроительную и автомобильную отрасли европейцев.

Экспортная стратегия Китая опирается на программу Made in China 2025, которая направлена на то, чтобы в десяти ключевых отраслях, таких как робототехника, производство электромобилей и авиация китайские производители заняли лидирующие позиции на мировом рынке. По данным Института мировой экономики в Киле, примерно 99% котируемых на бирже китайских компаний получают государственные субсидии. Президент VDMA Бертрам Кавлат называет такую практику несправедливой и требует введения компенсационных тарифов в случаях дальнейшего нарушения Китаем правил торговли. При этом многие экономисты сомневаются, что введение заградительных пошлин является правильным выбором для свободной рыночной экономики Европы.

Тем не менее редкоземельные металлы все чаще используются Пекином как средство давления на другие страны. От китайского доминирования в этой области особенно страдают машиностроение и электромобильный сектор. В частности, такие редкоземельные элементы как неодим и диспрозий незаменимы в производстве электродвигателей. По оценке VDMA, если Пекин сохранит или даже ужесточит свои экспортные ограничения, автомобильная промышленность Германии столкнется со значительными проблемами.

Ряд читателей отвергает такую одностороннюю точку зрения. По их мнению, винить в нынешней ситуации немцы могут только самих себя и свое политическое руководство. Китай всего лишь пользуется своими естественными возможностями. Китайцы трудолюбивы, изобретательны и быстро реагируют, в то время как в Германии любое начинание занимает вечность. Немцы предпочитают работать 30 часов в неделю, но при этом жить на полную зарплату и платить своим неэффективным менеджерам миллионы за то, что они направляют всю свою энергию на уклонение от налогов и переносят производство в страны с низкой заработной платой.

Читатели в очередной раз напоминают, что именно жадность западных корпораций помогла Китаю превратиться в экономического гиганта. Речь всегда шла о дешевизне любой ценой и получении максимальной прибыли для "крупных шишек" западного бизнеса. В то же время немецкая промышленность под давлением Евросоюза и США ушла с российского рынка, "добровольно" присоединившись к антироссийским санкциям, а Китай и другие страны Глобального Юга заполнили образовавшуюся брешь. Санкции фактически вынудили Россию заняться восстановлением своего потенциала – при активном участии Китая – в ущерб промышленным интересам Германии.

Взять, к примеру, газовые турбины большой мощности. На этом важнейшем направлении мировой рынок ранее между собой делили немецкий концерн Siemens и американский Westinghouse. Несмотря на то, что спрос на газовые турбины будет только расти, а транспортировка газа, скорее всего, увеличится еще больше, но уже не в Европу, а в Азию, Siemens разорвал отношения с Россией и продал подразделение по производству турбин конкуренту. При этом обе западные компании не учли возможности России, которая уже приступила к производству газовых турбин большой мощности, причем речь идет о серийном производстве турбин, которые, по логике вещей, будут ничуть не хуже, чем у концерна Siemens, но гарантированно дешевле. Эксперты оценивают это как появление дополнительного конкурента на мировом рынке и важный успех России в условиях противостояния со странами НАТО. Именно так, по мнению немецкоязычных читателей, выглядит дальновидная экономическая политика.

 

Ссылка на первоисточник
наверх