После нарушения воздушного пространства российскими дронами (Доказательств, что дроны были российскими до сих пор никем не представлено. – Прим. ИноСМИ) в среду Польша потребовала активировать четвертую статью договора НАТО, которая предусматривает консультации в случае опасности для одной из страны НАТО.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Последний вариант, который есть у альянса, это статья номер пять Североатлантического договора. "На ее основе стороны договора расценивают вооруженное нападение на одну или нескольких из них нападением на всех и в таком случае обязаны прийти на помощь атакованным", — говорится на сайте Министерства иностранных дел Чешской Республики.
В свете инцидента со сбитыми дронами в небе над Польшей применение принципа НАТО "удар по одному — удар по всем" больше не кажется гипотетической возможностью, а выглядит вполне реальным вариантом развития событий.
Прежде всего 32 члена НАТО должны единодушно поддержать активацию пятой статьи."Сначала происходит нарушение суверенитета одного из государств-членов. Это государство обращается к своим партнерам с просьбой активировать пятую статью. Созывается заседание Североатлантического совета, который должен утвердить активацию. У каждого государства есть право вето. Все зависит от того, согласятся ли все члены активировать пятую статью", — рассказывает эксперт в области безопасности с факультета социальных наук Карлова университета Томаш Кучера.
Но еще до заседания Североатлантического совета предпринимаются определенные шаги, как отмечает бывший представитель Чешской Республики при НАТО Якуб Ландовский. "Главнокомандующий вооруженными силами в Европе (SACEUR) обладает заранее утвержденными полномочиями для осуществления обороны еще до того, как состоится заседание Североатлантического совета. Для этого выделены силы быстрого реагирования", — говорит Ландовский.
Решает правительство
Как только активирована пятая статья, подходит очередь стран-членов, а точнее их правительств, которые играют главную роль в оказании военной помощи. Североатлантический альянс — только координатор военного вмешательства, но все зависит от решений и вооружений отдельных стран альянса.
"Первыми собираются силы быстрого реагирования, ведь они уже готовы. Это первый ответ. Потом чешское правительство и парламент принимают решение об использовании сил НАТО. У чешского правительства остается суверенное право сказать "нет". Однако если правительство ответственно, противится оно не станет", — полагает Кучера.
С момента, когда правительство отдает приказ об оказании военной помощи атакованной стране, начинается отсчет 60-дневного срока, в течение которого парламент может проголосовать о том, останутся ли чешские силы на территории другой страны или будут выведены.
"О решениях согласно пунктам четыре и пять правительство безотлагательно сообщает обеим палатам парламента. Парламент может отменить решение правительства. Для этого достаточно несогласия одной из палат, за которое проголосовали более половины всех членов палаты", — говорится в 43-й статье конституции.
Какую конкретно помощь оказаться стране-члену альянса, решат также члены парламента.
"Тут нет автоматических процессов типа "нажимается красная кнопка, активирующая пятую статью, и солдаты прыгают в танки". По сути предполагаются два шага, которые могут быть связаны, но не обязательно. Североатлантический совет решает вопрос об активации пятой статьи, и страны-члены обязаны по договору предоставить такую помощь, какую сочтут нужной", — добавляет эксперт с факультета социальных наук Карлова университета Ян Лудвик.
"Что касается Польши, то, например, можно активировать пятую статью и начать миссию для укрепления польской ПВО, в рамках которой у Чехии попросят предоставить четыре самолета Gripen", — говорит Лудвик.
Чехия обещает одну бригаду
По словам Ландовского, Чешская Республика в таких случаях обещала послать одну механизированную бригаду, которая, правда, пока только формируется. "Это главный вклад в коллективную оборону. Задействовать остальные силы нашу страну может попросить главнокомандующий вооруженными силами в Европе, либо ими можно воспользоваться для обеспечения безопасности чешской территории, для подготовки к перебрасыванию сил альянс через нашу территорию", — рассказывает Ландовский.
Какие ресурсы потребуются НАТО для обороны атакованной страны, будет зависеть от типа угрозы. В случае Польши, по словам Ландовского, можно перенять опыт Украины. "Для планирования альянс должен понимать масштаб угрозы. Например, Россия располагает от 100 до 130 бригад сухопутных сил, а значит, НАТО потребуется как минимум столько же, а лучше еще больше", — приводит он пример.
По его словам, армия Чешской Республики пока плохо оснащена. "Мы должны четко понимать, где у нас пробелы. Так, например, у Чешской Республики нет никакой защиты от баллистических ракет, которые Россия часто применяет. Также возможности нашей ПВО ограничены", — говорит он, добавляя, что такие страны, как Чешская Республика, должны располагать как минимум двумя боеспособными бригадами, которых у нее сейчас нет.
Комментарии читателей:
Miroslav Holoubek
То есть достаточно послать каски и все? Это же тоже помощь, не так ли?
Jaroslav Smrčka
Кто-то тут очень и очень хочет войны, под любым предлогом!
Filip Němec
В России над НАТО, наверное, смеются. Если бы Россия ударила в полную силу, то уже была бы в Берлине, а НАТО все решал бы, какую статью активировать.
Свежие комментарии