На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • зуфар юсупов
    Как ласково с ними обошлись. Нужно по сценарию фильма "ликвидация"."Просто водитель"
  • Владимир Евдокимов
    Зорькин давно уже на пенсии"Просто водитель"
  • borisych
    что вы всякое говно на СВО, помойку делаете 😡"Просто водитель"

Православные оказались на грани раскола. Но устояли — за редким исключением

В конце ноября папа римский отправится в Турцию по приглашению патриарха Константинопольского, находящегося в конфликте со своим московским собратом. Журналист Жан-Арно Дерен объясняет, чем примечателен этот исторический визит.

ИноСМИ теперь в MAX!

Подписывайтесь на главное международное >>>

То, что Лев XIV выбрал для своего первого апостольского визита поездку в Турцию — с 27 по 30 ноября, — знаменательный во многих отношениях шаг. В том числе в сторону мусульманского мира: понтифик должен встретиться с президентом Эрдоганом, сделавшим из реисламизации Турции одно из основных направлений своей политики. Но прежде всего папа римский откликается на приглашение патриарха Константинопольского Варфоломея отметить 1700-летие Никейского собора, на котором был принят христианский символ веры, и объединить православных и католиков, установив общую дату празднования Пасхи (любые решения Константинопольского патриарха по этому и любым другим поводам будут обязательны только для его паствы, других православных церквей они не будут касаться, — прим. ИноСМИ).

Запад "блеснул" логикой: Путин проигрывает на Украине, поэтому завоюет НАТО

Эта историческая поездка состоится в то время, когда православный мир кажется как никогда разделенным после раскола православной церкви на Украине в январе 2019 года. Тогда Московский патриархат прекратил общение с Константинопольским патриархатом на фоне признания патриархом Варфоломеем Православной церкви Украины (ПЦУ).

Чтобы понять основные аспекты этого визита, который пройдет на весьма напряженном фоне, мы побеседовали с историком и журналистом Жаном-Арно Дереном, соучредителем онлайн-издания "Балканский курьер" и автором книги "Геополитика православия".

Le Point: Как можно охарактеризовать сегодняшнее состояние православного мира?

Жан-Арно Дерен: Он как никогда разделен. Единство православных церквей провозглашается, но не существует в политической реальности. Православный мир состоит из независимых, так называемых автокефальных церквей. Неважно, к какой из них вы принадлежите — сирийской, которая недавно подверглась нападению, сербской, русской или украинской, — обстановка, литургия и вероучение там будут похожи. Меняется только язык, но это не принципиальный вопрос. Разница в их корнях и собственной, уникальной для каждой из них истории.

Но сегодня мировое православие как никогда раздроблено, особенно с 2019 года, когда Константинопольский патриарх издал томос, то есть указ о признании автокефалии Православной церкви Украины. Это решение, принятое в одностороннем порядке, не встретило единодушного одобрения даже на Украине, где некоторые верующие по-прежнему привержены Московскому патриархату. По мнению многих православных, Константинополь превысил свои полномочия, поскольку только "материнская" церковь может предоставить автокефалию, и в данном случае это могла сделать только Москва. Действия Константинополя привели к череде разрывов с Москвой. Кроме Кипра, ни одна церковь не признала новую украинскую церковь. Большинство из них стараются поддерживать хорошие отношения с обоими патриархатами.

— То есть на фоне конфликта на Украине разворачивается конфликт между патриархатами?

— У православия, в отличие от католицизма, нет централизованной структуры. Константинопольский патриархат — лишь "первый по чести", поскольку исторически считается "вторым Римом". Но у него нет полномочий вмешиваться в жизнь других церквей. Патриарх Константинопольский Варфоломей дает духовное окормление менее чем 10 тысячам верующих в Турции, а также в части Греции и — теоретически — православным диаспорам, проживающим в странах, где православие не является одной из основных государственных религий. Теоретически —потому что, в частности, во Франции существуют румынские, греческие, сербские епископства… Московский патриархат осуществляет юрисдикцию над 150 миллионами верующих, что представляет собой более половины всех православных в мире. Например, в одном лишь Казахстане четыре миллиона православных, что сложно сбросить со счетов. Противостояние двух патриархатов можно сравнить с битвой Давида и Голиафа: на стороне Варфоломея власть престижа, но его возможности, особенно финансовые, ограничены.

— Укрепило или ослабило позиции патриарха Московского Кирилла сотрудничество с Путиным?

— Вопрос носит более общий характер, поскольку он касается отношений между церквами и политической властью. Ситуация в России ничем не отличается от положения в Румынии или где-либо еще. После падения советских режимов церкви подумали, что наступила эпоха реставрации. Но они хотят восстановить то, чего никогда не существовало. Утопию. Чтобы добиться реституции недвижимости, которая преимущественно была изъята, восстановить социальную роль, в частности, посредством установления контроля над школами, получить доступ к средствам массовой информации, православные церкви повсеместно шли на соглашения с властью. Как в Сербии, так и в России. Но в России есть несколько православных церквей: одна, живущая в отрыве от мира, церковь отшельников и юродивых, и официальная церковь, существующая с царских времен (на самом деле — значительно дольше, — прим. ИноСМИ).

В 1930 годы и во время Второй мировой войны руководители церкви пошли на сделку с режимом: власть оставляет церкви определенное пространство свободы, а та в обмен не вмешивается в дела власти. В то же время эти религиозные деятели участвовали в экуменическом диалоге, направленном на укрепление международной репутации режима. Эту перемену символизировал покойный митрополит Ленинградский [Никодим], умерший от остановки сердца в кабинете папы римского Иоанна Павла I. Избранный в 2009 году Кирилл — представитель той же традиции. Он довольно открытый человек, но его отношения со властью сложились не вчера, ранее он отвечал за внешние сношения Московского патриархата. Нужно проявлять осторожность, давая оценку его отношениям с Путиным.

— Почему?

— Сказать, что Кирилл состоит на службе у Путина, было бы преувеличением, он нацелен на долгосрочную перспективу. Что было бы интересно понять, так это то, какую цель преследует Кирилл. Он стремится восстановить социальное значение церкви? Хочет построить больше храмов, чтобы возродить христианскую цивилизацию? Ситуация непростая. Тем более что с 1990-х годов русская церковь начала сближаться с американскими евангелистами. Когда Путин принял меры против НПО, они не коснулись американских евангелистов. Были установлены связи между представителями правых сил Америки, Русской Церковью и прочими кругами.

— В этом году отмечается 1700-летие [Первого] Никейского собора. Он остается фундаментом единства всех православных церквей?

— Не только православных, этот собор несет идею о том, что все христиане исповедуют единый символ веры, единое вероучение. Все христианские церкви ставят перед собой цель найти путь к единству. Папа Франциск и продолжающий его дело Лев XIV демонстрируют сдержанность в отношении Украины, чтобы не подвергать православный мир риску еще большего раскола. Речь о том, чтобы не совершать ничего, что можно было бы расценить как повод для разрыва.

 

Ссылка на первоисточник
наверх