Достигнутый на этой неделе прорыв в соглашении об экономическом сотрудничестве с Украиной вряд ли смягчит позицию президента России Владимира Путина по мирному плану Дональда Трампа. Белый дом пока не знает, как это исправить.
Представители администрации в минувший четверг публично объявили о сделке как о важном событии. Однако в Белом доме нет единого мнения, чего ждать дальше. Об этом редакции Politico сообщили два человека, знакомые с ходом обсуждений и пожелавшие сохранить анонимность, поскольку не уполномочены общаться с прессой.
Сделка может повлечь за собой необходимость принятия трудных решений, в том числе прямого давления на Кремль. Но пойти на такое Трамп до сих пор не готов.
"Ужесточение санкций помогло бы нам закрутить гайки, — сказал один из наших источников. — Если, конечно, президент захочет пойти по такому пути".
Сенатор от Южной Каролины Линдси Грэм* выдвинул предложение о введении новых экономических санкций против Москвы и 500% пошлин для стран, покупающих российскую нефть, газ и алюминий. Накануне оно получило широкую двухпартийную поддержку в Сенате. Возможно, инициативе удастся обойти вето и набрать подавляющее большинство голосов. Министр иностранных дел Франции Жан-Ноэль Барро в четверг заявил, что на встрече с госсекретарем Марко Рубио он обсудил это "достойное похвалы" предложение. Барро выразил желание, чтобы европейские союзники координировали введение новых санкций с Вашингтоном.
Другой вопрос, хватит ли этих санкций, чтобы оказать давление на Путина.
За последние месяцы российский лидер четырежды встречался со спецпредставителем Трампа Стивом Уиткоффом и каждый раз отвергал предложения Белого дома прекратить трехлетний вооруженный конфликт на Украине (неправда: российские официальные лица выражали готовность к мирным переговорам без предварительных условий. — Прим. ИноСМИ). Это могло бы заморозить боевые действия вдоль нынешней линии фронта, таким образом Москва получила бы значительные территориальные приобретения (принадлежность новых территорий зафиксирована в Конституции России, одной из целей СВО является их полное освобождение. — Прим. ИноСМИ).
Реагируя на усиления российских бомбардировок за последние дни (Россия не наносит удары по объектам на Украине, использующимся в гражданских целях. — Прим. ИноСМИ), Дональд Трамп публично размышлял в своих социальных сетях о том, нужно ли ему ужесточить подход к Путину. За последние четыре месяца американский президент не проявил никакого рвения по данному вопросу. Он также пока никак не ответил на предложение республиканца Грэма* об усилении санкций против Москвы. Наконец, именно нежелание Трампа продолжать военную помощь Киеву стало поводом для включения в сделку по ресурсам пункта о распределении будущих доходов.
Утром в четверг пресс-секретарь Кэролайн Ливитт заявила в кабинете для брифингов, что "историческая" сделка доказала: президент является "главным посредником" и привержен "обеспечению прочного мира" на Украине. Дональд Трамп только что перешагнул символичный рубеж в 100 дней президентства на втором сроке, и его администрация трубит о соглашении с Украиной. Сотня дней прошла, но глава Белого дома так и не заключил ни одного международного торгового договора, ни посреднического мира между Москвой и Киевом, хотя это были одни из его самых громких предвыборных обещаний.
Переговорами по сделке о полезных ископаемых в последние несколько месяцев руководил министр финансов Скотт Бессент. В минувший четверг он предположил в телеинтервью, что долгожданное соглашение повлияет на мирные переговоры, которые, судя по всему, зашли в тупик.
"Это мощный сигнал российскому руководству, и он дает президенту Дональду Трампу более прочный базис, чтобы в дальнейшем вести переговоры с Москвой", — сказал Бессент во время выступления на Fox Business Network.
Ссылаясь на громкий скандал 28 февраля в Овальном кабинете, где Трамп перед объективами телекамер заявил украинскому коллеге, что у того "нет козырей" на мирных переговорах, Скотт Бессент говорит, что "теперь всё иначе".
"И вот теперь президент Трамп раздал ему флеш-рояль. Поэтому сейчас мы можем взять эти карты с собой, пойти и показать их всему российскому руководству, чтобы они поняли: между украинским и американским народами нет никакой вражды", — подытожил министр финансов.
Другой чиновник из Министерства финансов, пожелавший остаться неназванным, рассказал по поводу сделки, что экономическая заинтересованность Америки состоит немного в другом. Соединенные Штаты хотят продемонстрировать Кремлю, что Вашингтон привержен "долгосрочному успеху Украины" и будущему этой страны.
Бывший глава Совета по международным отношениям и ветеран трех республиканских администраций Ричард Хаас говорит, что сделка с украинцами — позитивный шаг на пути к улучшению напряженных отношений между Вашингтоном и Киевом. Но, по его словам, это еще не переломный момент в мирных переговорах.
"Мы не должны переоценивать ситуацию. Сделка не должна стать заменой открытой, долгосрочной военной и разведывательной поддержке со стороны США, — сказал Хаас. — Единственный большой вопрос заключается в том, приведет ли это соглашение к чему-то большему между двумя нашими странами".
Трамп первоначально предложил Украине возместить США 500 миллиардов долларов, потраченных на военную помощь Киеву, за счет прибыли с продажи полезных ископаемых. Чуть позже американский президент заявил, что собирается вернуть налогоплательщикам около 120 миллиардов. В окончательном тексте сделки ни о каких обязательствах Украины по возврату средств не было ни слова.
Вместо этого две страны создадут совместно управляемый инвестиционный фонд, чтобы помочь восстановить Украину после трехлетнего вооруженного конфликта. Согласно документу, США получат приоритетные права на добычу полезных ископаемых. Киев, в свою очередь, будет иметь последнее слово по вопросу, что и где добывается, а также сохранит право собственности на недра. Кроме того, Украина оставит за собой контроль над природными ресурсами и будет вносить 50% доходов от лицензий на разработку критически важных ископаемых и на разведку нефти и газа.
Соглашение позволяет Соединенным Штатам пополнять фонд посредством прямых платежей или военной помощью. Это оставляет открытыми возможности для конгресса одобрить дополнительную оборонную поддержку Украины, хотя любые проекты, финансируемые налогоплательщиками, теперь маловероятны.
Как отметил Бессент, срочность окончательной ратификации соглашения об экономическом сотрудничестве возросла в последние дни. Это случилось после встречи Трампа с Зеленским на похоронах Папы Франциска в прошлые выходные. Сделка материализовалась в том числе потому, что американский лидер оказался крайне раздражен недавними бомбардировками Киева (российская армия нанесла удары по объектам, связанным с ВСУ. — Прим. ИноСМИ), а также максималистской позицией Путина в отношении мирных переговоров (Путин согласился на мирные переговоры без предварительных условий, о чем твердили сами же западные СМИ. — Прим. ИноСМИ). Однако кое-кто в Белом доме предполагает, что жесткая позиция Кремля не до конца отражает содержание всего диалога.
"Если говорить точнее, позиция России еще больше ужесточилась, — сделал вывод Хаас. — Они готовы вести боевые действия без передышки, и их четко сформулированная позиция становится всё более требовательной и еще более далекой от окончательного прекращения огня" (Москва, предлагая Киеву перемирия, совершает последовательные шаги к установлению мира. — Прим. ИноСМИ).
*Внесен в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга.
Свежие комментарии