На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей ЕВ
    Омский трансмаш молодцыОмские танки
  • Вячеслав Васильев
    а тем более информационное))Омские танки
  • Воробей
    Евреи помогают искоренить бандеризм, как течение. Для чего нужно было, чтобы свидомиты проявили глупость и, главное, ...«Запад нас шантаж...

"Аллегорическая композиция"



Столбов Алексей Иванович. Аллегорическая композиция. 1931 г. Холст, масло.
Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.

О картине на сайте музея имени Васнецовых.

Творчество вятского художника, педагога, общественного деятеля Алексея Ивановича Столбова представляет собой особую страницу в культурной жизни Вятки начала ХХ столетия. На формирование его эстетических взглядов повлияла не только учёба в столичных вузах: Императорском училище технического рисования барона Штиглица (1895) и Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств (окончил в 1903), но и сама художественная атмосфера Петербурга на рубеже веков.

Энергичный, эрудированный, хорошо образованный педагог-художник, всегда имевший свою жизненную и творческую позицию, Алексей Иванович стоял у истоков многих начинаний в области культуры и искусства местного края. Был действительным членом Вятской Ученой архивной комиссии, членом Вятского художественного кружка. Алексей Иванович внёс также свой вклад в развитие художественного образования Вятки начала ХХ века

В творчестве А.И. Столбов обращался к вечным темам любви, страдания, смерти. Его произведения это аллегорические композиции, образы-символы. На художественных выставках в Вятке картины мастера выделялись на фоне произведений других вятских художников, работавших в основном в традиционном реалистическом направлении, и вызывали бурные обсуждения.

Период 1905–1910-х гг. можно считать временем творческого подъёма в жизни художника. В последующие годы его картины, лишённые духа идейно-революционной направленности, оказались невостребованными обществом.

К 1931 году относится одно из интереснейших его произведений – «Аллегорическая композиция». В ней запечатлена мифологическая модель мира периода сталинского тоталитарного режима.

Картина изображает И.В. Сталина. Он выступает как строитель новой жизни, как победитель новых препятствий и врагов – внутренних и внешних. Смысл данного произведения раскрывается иносказательно при помощи аллегории, на что указывает само название работы.

Каждый персонаж данной работы несёт в себе глубокий смысловой подтекст. Глава государства представлен в образе Георгия Победоносца. Художник изображает на коне Сталина, попирающего копьём человека в облике животного. С другой стороны – пионер, несущий на плечах козу. Вдали клубы дымящегося индустриального города. Многофигурная композиция заключается в подобие металлической рамочки, завершающейся в центре красной звездой, её обрамляют серп и молот. Слева и справа от центра – фигуры зверей с головами людей, аллегорически показывающие различные классы эксплуататоров дореволюционной России.

Образ Сталина моделируется по иконографическому канону «Чудо св. Георгия о змие». Архетип подвергается глубокому изменению. Прежде всего, наблюдается тенденция к вытеснению его христианского содержания и актуализация фольклорно-языческой стороны. Изобразительная лексика нарядного коня, как и самого костюма Сталина, излишнее внимание к деталям, декоративность цветового решения явно тяготеют к стилистике народной картинки, к росписи лаковой миниатюры. Семантика красного цвета выражает героический дух борьбы, накал революционного романтизма. Пионер воплощает образ доброго пастыря. Рама, замыкающая многофигурную сцену, напоминает по очертанию киот иконы. В верхней части картины на чёрном фоне, семантически символизирующем силы «тёмного царства», изображение римского Папы Пия XI и президента Франции Пуанкаре, также в обличии зверей.

Произведение художника рассчитано на ассоциативное мышление зрителя, знание традиций лубочного письма и иконописи. Своеобразие столь эклектического феномена, как картина Столбова «Аллегорическая композиция» состояло в невероятном «сплаве вымысла и реальности, лжи и правды».

Остро чувствовавший ритмы своего времени, Алексей Иванович Столбов смог не только запечатлеть их в своём творчестве, но и заявить о поисках нового образно-пластического языка в искусстве местных мастеров.


http://kirov-artmuzeum.ru/museum/hudozhestvennyij-muzej/events-mz/951-vyistavka-odnoj-kartinyi-stolbov-ai-allegoricheskaya-kompozicziya - цинк

Кстати, у автора картины интересный год смерти - 1937-й. Как-то про обстоятельства смерти подробностей при беглом поиске найти не удалось.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх