
Развитие военно-воздушных сил НОАК
За последние два десятилетия ВВС НОАК прошли масштабную трансформацию. Стратегия развития сместилась от количественного превосходства к качеству: устаревшие самолёты и численность уступили место современным и высокотехнологичным платформам.
Численный состав
В 2007 году численность ВВС составляла около 400 000 человек и 2700 боевых самолётов. К 2025 году численность выросла незначительно — до 403 000 человек, а число боевых самолётов сократилось до 2284. Показатели скрывают резкое сокращение в начале 2010-х: старые самолёты второго и третьего поколения списывались быстрее, чем новые поступали на вооружение. В какой-то момент количество боевых самолётов снизилось до 1500, а личный состав — до 330 000.
Сегодня, несмотря на меньшую численность, авиационный парк стал заметно шире. Почти все устаревшие истребители Цзянь-6/-7/-8 и штурмовики Цян-5 выведены из эксплуатации и заменены на современные Су-27/-30, Цзянь-11, Цзянь-10/-16, а также пятого поколения Цзянь-20.
Бомбардировочная авиация
Число бомбардировщиков остаётся примерно на прежнем уровне — 219 против 222 в 2007 году. Но боевые возможности выросли значительно: бомбардировщики Хун-6 получили новые двигатели, систему дозаправки в воздухе и возможность применять дальние крылатые ракеты. Стратегический бомбардировщик Хун-6N теперь способен нести как ядерные, так и обычные баллистические ракеты воздушного базирования, созданные на базе Дунфэн-21. Разработка дальнего бомбардировщика Хун-20 продолжается.
Дальний удар стал ключевым элементом стратегии Китая по сдерживанию возможного вмешательства США в случае конфликта вокруг Тайваня. Хун-6, поддерживаемые самолетами дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), являются основой концепции воспрепятствования доступуи действиям противника.
Вспомогательная авиация
Заправщики
Наиболее заметный рост отмечен в сегменте самолетов поддержки: топливозаправщики Юнь-20U расширили возможности дальнего действия. ВВС получили 9 новых машин в 2024 году.
Военно-транспортная авиация
Транспортная авиация также пополнялась самолетами Юнь-20А/В. Парк увеличился до 55 Юнь-20 + Юнь-8 и Юнь-9.
Специальная и разведывательная авиация
Возможности систем ДРЛО значительно повысились с экспериментальных прототипов в 2007 году до 54 действующих платформ на сегодняшний день. Эти самолёты теперь регулярно используются для поддержки бомбардировщиков и в совместных патрулированиях с ВКС России. Возможности разведки и радиоэлектронной борьбы также увеличились за счет поступления в ВВС новых самолетов РЭР Юньгань-9 и РЭБ Цзянь-16D и Юнь-9G.
При этом вспомогательная авиация составляет всего 17% парка, против 31% в ВВС США.
Военные реформы и командная структура
В 2015–2016 годах были проведены масштабные реформы: авиация была подчинена пяти новым командованиям, большая часть полков/дивизий преобразованы в авиабригады/базы. В 2023 году большинство авиационных подразделений ВМС НОАК были переподчинены (https://t.me/china3army/26696) ВВС, что позволило консолидировать задачи по противовоздушной обороне побережья и нанесению ударов по морским целям под единым командованием.
Собственное производство
Китайская авиационная промышленность перешла на собственное производство боевых самолетов (те же Цзянь-16, Цзянь-20). Были в свое время приобретены небольшими партиями у России истребители Су-30 и Су-35. Системы ПВО, включая Хунци-9 на базе С-300, производятся в больших количествах. Постепенно снижается зависимость от импортных двигателей. Беспилотные летательные аппараты стали неотъемлемой частью вооруженных сил, включая Учжэнь-7/-10, BZK-005, серии Гунцзи и Цайхун.
Стабильная среда позволила Китаю проводить модернизацию постепенно, но при усилении стратегической конкуренции с США и изменении баланса сил в регионе, ВВС вынуждены ускорить своё развитие. В ближайшей перспективе ВВС НОАК продолжат развитие самолетов 6-го поколения (Цзянь-36/-50), примут на вооружение Хун-20, расширят парк самолетов-заправщиков, транспортников, разведывательной и специальной авиации.





@china3army - цинк
Свежие комментарии