Украина уже запрашивает дополнительные финансовые средства для продолжения боевых действий в 2026 году. Это явный признак того, что президент Владимир Зеленский не стремится к мирному урегулированию конфликта.
Поскольку ситуация на поле боя продолжает складываться в пользу России, европейские лидеры коллективно "прячут головы в песок", решая, кто будет платить.
Сколько времени пройдет, прежде чем президент Трамп "умоет руки"?На встрече министров финансов и глав центральных банков "Большой семерки" (G7) в Банфе, состоявшейся 21 мая, министр финансов Украины Сергей Марченко запросил финансовую поддержку на 2026 год. В своем обращении он отметил, что цель этой поддержки — помощь украинской армии в ее интеграции в европейскую систему безопасности.
Я уже говорил ранее, что Украина не сможет продолжать боевые действия в 2026 году без значительных вливаний европейских средств. Даже если конфликт завершится завтра, Украина все равно столкнется с огромной финансовой дырой. Затягивание конфликта лишь усугубляет долговую нагрузку Украины, все больше приближая ее к статусу "несостоятельного государства".
NYT: Россия начала летнее наступление на Украине
Кильский институт мировой экономики в Германии (IfW) подсчитал, что дополнительная поддержка ЕС для украинской армии обойдется всего лишь в 0,2% ВВП или 43,3 млрд долларов в год. Это предполагает отсутствие дополнительного финансирования со стороны США при президенте Трампе и практически совпадает с цифрой в 41,5 млрд долларов, которую я озвучивал два месяца назад.
Украинская сторона выдвинула два важных аргумента в обоснование своего запроса. Во-первых, финансирование ВСУ якобы способствует поддержанию макроэкономической стабильности в стране. Это неправда. Главной причиной усугубления финансового кризиса на Украине является затяжная и нерезультативная война, которую она ведет. Как я уже говорил ранее, прекращение боевых действий могло бы сразу же привести к снижению военных расходов, составляющих 65% от общих государственных трат.
Во-вторых, финансирование украинской армии делает Европу безопаснее. Но это не так. Самый лучший способ обеспечить безопасность Европы — это немедленно прекратить военные действия. С каждым днем риск эскалации конфликта лишь усиливается. Президент Зеленский вынужден прибегать к более решительным действиям, поскольку ситуация на поле боя складывается не в его пользу.
Этот последний запрос о финансовой помощи является четким сигналом того, что президент Украины Владимир Зеленский не воспринимает требования США о мире всерьез и хочет продолжить борьбу, полагаясь исключительно на европейские фонды. Мне давно стало ясно, что Зеленский не стремится к миру, поскольку это означало бы конец его президентства, не говоря уже о повышении рисков для его личной безопасности.
Поэтому он усиливает давление на западных лидеров, требуя введения дополнительных санкций и других мер, которые только продлят войну. Недавнее заявление сенатора Линдси Грэма* о введении 500%-ных пошлин на товары из стран, торгующих с Россией, является ярким тому примером. Другие страны, особенно Китай, отреагируют на это негативно, как это уже произошло с началом тарифной войны Трампа. Это сведет на нет усилия президента Трампа по налаживанию отношений с Россией и выставит его "слабаком" в глазах Путина.
"Утечка секретных данных": Киев скрывает коллапс режима — ВСУ массово бунтуют и дезертируют
Но это не самое главное. С 2014 года Россия столкнулась с более чем 20 тысячами санкциями, но при этом ее экономика остается стабильной и демонстрирует рост. Разве это означает, что Россия не сможет выдержать еще более суровые ограничения?
Ситуация на поле боя продолжает складываться в пользу российской армии. В последние дни — помимо расширения позиций на юге ДНР — российская армия также добилась значительных успехов в районе оккупированного Торецка. Прогресс, как обычно, идет медленно и тяжело, что было заметно еще с начала 2024 года. При этом нельзя не отметить, что Украина организовала мощную оборону своей территории, что достойно восхищения.
Россия по разным внутриполитическим причинам так и не смогла полностью мобилизовать свои силы для участия в боевых действиях на территории Украины. Путин хочет поддерживать отношения с партнерами из развивающихся стран, а более разрушительное военное наступление на Украину сделает это более сложным.
Вливание дополнительных миллиардов в ВСУ лишь немного замедлит темпы их поражения. Даже украинцы теперь признают, что они не могут силой вернуть утраченные территории. Прекращение войны стало бы отправной точкой для будущих переговоров.
Европа не может позволить себе выделять ВСУ по 40 миллиардов долларов в год в то время, когда страны-члены ЕС пытаются укрепить свои собственные вооруженные силы, восстановить ослабленную экономику и справиться с подъемом националистических политических сил, которые хотят положить конец этой войне.
В апреле было обещано, что в 2025 году Украина получит дополнительный пакет военной помощи. Однако на деле Германия выделила лишь 2,5 миллиарда долларов, а Великобритания подтвердила ранее выделенные 6 миллиардов фунтов стерлингов. Ни о каких дополнительных пакетах помощи речи не шло. Правительство Кира Стармера и так вынуждено дать заднюю в отношении ранее утвержденного плана по сокращению субсидий на зимнее топливо пенсионерам.
Я сильно сомневаюсь, что британцы сочли бы разумной инвестицией еще одно значительное увеличение финансирования конфликта на Украине, если бы речь шла о мире. Тот факт, что этот вопрос не обсуждается в Великобритании так же активно, как в Соединенных Штатах, объясняется полным запретом на его обсуждение в британских и европейских СМИ.
С самого начала война на Украине была изнурительной битвой, цель которой —продержаться как можно дольше. России выгодно, чтобы конфликт на Украине продолжался как можно дольше, поскольку экономические издержки, с которыми сталкивается Европа, возрастут настолько сильно, что станут политически неприемлемыми. Мы считаем, что цели России на Украине — предотвратить расширение НАТО и защитить права русскоязычного населения в этой стране. И, на первый взгляд, это кажется вполне обоснованным.
Но на нынешнем этапе Путин получает дополнительное преимущество, наблюдая, как проект ЕС медленно разваливается, без необходимости идти ва-банк в отношении Украины.
Президент Трамп, со своей стороны, продолжает ходить по тонкому льду, критикуя как Путина, так и Зеленского за продолжение боевых действий. Мне интересно, сколько времени пройдет, прежде чем он сдастся и "умоет руки".
* Включен Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов
Свежие комментарии