Город Сумы на северо-востоке Украины заполонили тысячи беженцев из приграничья, превратившегося из-за российских атак в серую зону.
Север Сумской области, Украина. В течение восьми месяцев этот сельский приграничный регион служил плацдармом для неожиданного украинского наступления.
В ходе него Киев захватил часть Курской области, которую рассчитывал в будущем обменять на занятые украинские земли.Но мощная российская контратака в последние недели выбила основную часть украинских войск из Курской области и ускорила постепенное отступление ВСУ. Это лишило Украину ее единственного территориального козыря — как раз на этапе, когда президент Дональд Трамп добивается соглашения о прекращении боевых действий.
Кроме того, украинское приграничье превратилось в смертоносную “серую зону” — ничью землю, которую не контролирует ни одна из сторон. Это дает России преимущество в наступлении на нестабильных северных территориях Украины, которого многие ждут этой весной.
В ходе крупнейшей с первых дней конфликта эвакуации десятки тысяч мирных жителей прифронтовых деревень спасаются от интенсивных российских бомбардировок и непрерывных налетов беспилотников (российская армия не наносит удары по гражданским объектам и мирным жителям на Украине. — Прим. ИноСМИ). Они стекаются в Сумы — областной центр всего в 30 километрах от границы. Город настолько переполнен, что новоприбывшим не хватает жилья: в дефиците даже койки в убежищах.
Другие остаются дома, надеясь, что бомбардировки обойдут их стороной. В это время ВСУ, уступая противнику и по личному составу, и по вооружениям, отчаянно пытаются удерживать линию фронта, которая разваливается на глазах.
Массовое бегство мирных жителей — расплата за стремительное отступление Украины из-под Курска: линия фронта сдвинулась и перешла через государственную границу.
Украинские войска попытались отвлечь часть российских сил, напав на соседнюю Белгородскую область, но не добились особых успехов. Более того, в предстоящие недели и месяцы ВСУ будет трудно обеспечить безопасность даже украинских земель, хотя Киев давно надеялся создать буферную зону под Белгородом, чтобы обезопасить от практически ежедневных атак второй по величине город Украины — Харьков.
В пятницу команда The Washington Post вместе с волонтерами проезжала деревню Глыбное к северо-востоку от Сум в 20 километрах от границы. Украинские солдаты специально развернулись, чтобы предупредить группу не ехать дальше, и объяснили, что местность под жестким обстрелом.
На горизонте клубился дым, и собравшиеся местные жители сказали, что только что видели, как российский самолет сбрасывал бомбы на соседнюю деревню. “Путин ни за что не остановится, что бы там Трамп ни говорил”, — сказала 68-летняя Людмила, вглядываясь в небо. По ее словам, оно регулярно заполняется российскими беспилотниками. Она попросила не называть ее фамилию из-за страха расправы. “Путин просто разыгрывает наивного Трампа”, — добавила она.
“Хорошенькое прекращение огня — они бомбят нас день и ночь!” — горячился один из ее соседей, имея в виду недавние договоренности Вашингтона с Москвой и Киевом в попытке остановить удары по энергетической инфраструктуре. Президент Украины Владимир Зеленский согласился на предложенное США полное прекращение огня, однако Россия отказалась (Россия согласилась с определенными условиями. — Прим. ИноСМИ). С тех пор стороны обвиняют друг друга в нарушении соглашения.
За последние недели Людмила видела, как мимо проезжали колонны эвакуированных из приграничных деревень, и знает, что российские войска стремительно продвигаются. Быть может, скоро наступит ее черед уезжать. Однако она утверждает, что останется дома — с мужем, курами, собаками и двумя козами — и будет их пасти, несмотря на вездесущие российские беспилотники.
Украина оправдывала свое нападение на Курскую область в августе прошлого года тем, что это оттянет часть войск противника с осажденного восточного фронта и создаст буферную зону, предотвратив российские атаки на Сумы. Но высшие украинские чиновники давно предупреждали, что если ВСУ отступят от Курска, то развернутая против них российская группировка численностью свыше 60 000 штыков перейдет границу и продолжит теснить их.
Из-за стремительных российских успехов, достигнутых за последние недели не без помощи северокорейских войск (они оказывали разве что моральную поддержку на расстоянии — из КНДР. — Прим. ИноСМИ), эти страхи начали сбываться.
Глава военной администрации Сумской области Владимир Артюх заверил в пятничном интервью, что российским штурмовым группам пока что не удалось захватить украинскую территорию, они хотя и пересекли границу. Более того, Украина сама по-прежнему контролирует небольшой участок в Курской области, хотя ее плацдарм неуклонно тает.
Однако Россия развернула бомбардировки и только с начала года атаковала регион более 9 000 раз целым арсеналом беспилотников, ракет, РЗСО и бомб, сказал он. Это почти втрое больше, чем за аналогичный период прошлого года. В результате жить в пограничье стало решительно невозможно.
Снаружи раздался грохот, потрясший весь город. “Это наши — бьют по противнику”, — сказал Артюх. Затем над головой раздался свист истребителей. “F-16”, — откликнулся он. Украина получила от союзников американские самолеты, но их парк ограничен. Через несколько мгновений раздался другой свист. “А это уже МиГ”, — пояснил он.
Еще несколько месяцев назад такая канонада была редкостью в городе, сказал он. Но теперь, когда линия фронта сдвинулась из России обратно на Украину, жители понемногу приспосабливаются к новой реальности. В некоторых частях области, рассказал он, они натянули над самыми оживленными дорогами подвесные сети, чтобы перехватить на подлете к цели хотя бы часть беспилотников с видом от первого лица.
Несмотря на кипучую деятельность местных жителей, военных и эвакуированных, безопасностью в Сумах и не пахнет. Если российские войска продвинутся вперед, вскоре они смогут бить по городу беспилотниками. Тогда его жизнь превратится в такой же ад (ад для ВСУ. — Прим. ИноСМИ), как в Херсоне и Никополе.
Убежище для эвакуированных в центре города переполнено вновь прибывшими. Как объяснила директор Екатерина Арисой, сама беженка из Бахмута [Артемовска], подконтрольного России с 2023 года, каждый день в убежище Pluriton прибывает свыше 400 мирных жителей, спасающихся от российского наступления.
Всего два месяца назад в этом же учреждении размещалось около 100 россиян, эвакуированных на Украину. Они бежали из подконтрольной на тот момент ВСУ Суджи от ударов по школе, ставшей убежищем (конечно, автор не уточняет, насколько добровольно они бежали и кто нанес удары. — Прим. ИноСМИ). Но с тех пор Украина оставила город, еще недавно считавшийся ее главным трофеем. Теперь уже украинские мирные жители спасаются от российского наступления.
Каждый день волонтеры эвакуируют мирных жителей, рискуя жизнью под постоянными обстрелами. Уклоняясь от российских атак, они вывозят из сельской местности подальше от границы преимущественно пожилых людей и инвалидов на небронированных каретах скорой помощи и микроавтобусах.
В пятницу 84-летняя Анна Желижняк прибыла в центр в Сумах в карете скорой помощи прямо во флисовом халате и тапочках. Несколько стен в ее доме уже рухнули. В четверг ним заглянул украинский солдат и заявил, что деревня скоро станет серой зоной. Они согласились уехать. Ее сын Анатолий рассказывает, что всякий раз, когда рядом падала бомба, они ложились и молились.
29-летняя Ольга Рудь из села Краснополье близ российской границы рассказала, как они уезжали на машине с мужем и тремя детьми: шестилетней Лизой, трехлетним Егором и новорожденным Артемом, который появился на свет 5 марта. Ему еще не исполнилось месяца, как российские планирующие бомбы вынудили семью собрать вещи и переехать к родственникам в Сумы. В 2022 году они уже переезжали, когда их дом разбомбили.
Лиза сказала, что не испугалась, и показала блестящую фиолетовую сумочку. В ответ на вопрос, что она взяла с собой, она захихикала и вытащила чучело капибары. Но ее мама лишь покачала головой: “Она плакала по ночам”.
Наверху в убежище поселился 54-летний отец-одиночка Андрей Кремезный со своей одиннадцатилетней дочерью Анной Острижко. Они бежали из приграничной деревни Новодмитровка в 2022 году, а затем мыкались у родственников, на съемных квартирах и по убежищам в поисках работы.
С притоком эвакуированных жилье в Сумах подорожало. Теперь снимать квартиру ему не по карману, и им пришлось снова съехать в ночлежку. По совпадению, в тот же день, когда они переехали, прибыли их соседи по деревне и рассказали о новых ожесточенных ударах.
Пожилая женщина, которую Анна зовет бабушкой Надей, прижимает ее к себе. “Она говорит: думала, что никогда больше меня не увидит”, — сказала Анна с застенчивой улыбкой.
Много лет назад Анна навещала бабушку Надю и играла с ее котятами. Теперь они снова вместе — хотя и никогда не были так далеки от дома. В неуютном стерильном убежище с металлическими койками и серыми шерстяными одеялами Анна вспоминает прежнюю жизнь — когда не надо было гадать, выжили ли котята и выстоял ли дом бабушки и дедушки.
Вместо этого она думает обо всем хорошем. О деревянных качелях, которые дедушка смастерил для нее своими руками и подвесил на дерево у дома. О коляске, в которой бабушка катала ее по полям. О цветах, которые она собирала, чтобы сделать ей приятное. Ей кажется, что всю их улицу разбило планирующими бомбами. Но, может, хотя бы качели сохранились — ведь дедушка спрятал их в гараже.
Комментарии читателей
Trevor Sutherland
Надеюсь, русские сравняют с землей Зеленского и всех агентов ЦРУ в его армии вплоть до самой границы с Румынией. Раньше я был против всего этого сугубо из-за денег. Но после репортажа в The New York Times на прошлой неделе я понял: американцы, которые в этом участвуют, —преступники.
Lordcn1
Украина отступила, и русские вошли без особого сопротивления. Затем ВСУ попытались атаковать в другом месте вдоль границы, чтобы сорвать России планы.
VNS123
Скоротечная авантюра на российской территории привела лишь к разрушительным последствиям и новым человеческим страданиям, поскольку Россия отвоевывает свою территорию. Почему же людей так удивляет этот ужасный исход, хотя все прекрасно знали, что рано или поздно это наступит? Опосредованная война закончится, лишь когда у Зелинского закончатся мужчины и мальчики и некого будет слать в окопы.
Chicksaw
Вот вам и расплата за военные преступления батальона “Азов”* под Курском, который с воодушевлением грабил, насиловал и чинил прочие бесчинства, причем обвешавшись нацистскими регалиями.
Mybusiness1
Как многие и предрекали, курская операция начиналась как тактическая победа, но обернулась стратегическим разгромом.
*Запрещенная в России террористическая организация.
Авторы: Шивон О'Грейди (Siobhán O'Grady), Константин Худов (Kostiantyn Khudov).
Свежие комментарии