Возвращение к вере. Все больше молодых людей увлекаются оккультными науками. Чтобы противостоять этой тенденции, американский эссеист, автор книги "Как вновь обрести Бога в мире, который Его изгнал", призывает вернуться к традициям христианского мистицизма.
JDD: Вы начинаете свою книгу с разговора о сверхъестественных явлениях, говорите, что мы разучились их замечать. Значит ли это, что мы живем в "разуверившемся" обществе?
Род Дреер: Да, такова современная реальность. Под "разуверившимся" я подразумеваю общество, в котором постижение Бога и осмысление духовных вещей заняли маргинальное место в нашем сознании. В Средние века люди во всем видели проявление Божественного могущества. Сегодня все по-другому. Это не Бог оставил нас — это мы отвернулись от Него. Как я объясняю в книге, этот путь в духовную пустыню растянулся на века и отдалил западного человека от опыта, общего для большей части человечества. Если вы хотите понять, в какую антиутопию нас завело это паломничество в нигилизм, прочтите пророческие романы Мишеля Уэльбека!
Его "Покорность" вдохновила меня на написание новой книги. Главный герой романа Франсуа едет в Рокамадур (традиционное место паломничества в регионе Окситания, – прим. ИноСМИ) в надежде вновь обрести утраченную католическую веру. Он присутствует на мессе, слышит пение Тэзе (христианская экуменическая община с особым стилем богослужебных песнопений, – прим. ИноСМИ) и переживает мистический опыт. Но затем падает духом, сам себя убеждает, что просто что-то не то съел, покидает церковь, возвращается в Париж и цинично переходит в ислам. Я написал "Как вновь обрести Бога …" для таких, как Франсуа, чтобы помочь им понять: когда испытываешь подобное откровение в христианской церкви, нужно ему довериться.
– Когда на Западе началось разрушение представления о сакральном?
– Это началось в эпоху Высокого Средневековья, когда философская доктрина номинализма, утверждающая, что в материи нет внутреннего смысла, нет изначально заложенного логоса, победила метафизический реализм. Это подготовило почву для Реформации и, прежде всего, для научной революции. Если в материи нет заложенного Богом смысла, то мы можем делать с ней все, что угодно. Как говорит израильский писатель-атеист Юваль Ной Харари, в начале современной истории мы отказались от смысла в обмен на власть. Затем пришли Декарт с его разделением тела и духа, Просвещение, марксизм и всё остальное.
Но все началось, когда западный человек отказался от веры в сакральную природу реальности — в то, что все Творение есть икона Бога, через которую можно познать Его. Мы действительно стали богатыми и могущественными, но духовно мы обнищали. Сегодня Запад умирает от отсутствия смысла, цели, Бога.
– Сегодня законы природы оспариваются, в частности, движением трансгендеров*, отвергающим биологическую реальность двух полов. Можно ли в таком обществе говорить о сверхъестественном?
– Безумие трансгендеризма* проистекает именно из утраты трансцендентной составляющей реальности. Мы стали верить, что имеем право — и даже обязанность — подчинить человеческой воле реальность во всех ее проявлениях. Трансгендеризм* — крайнее проявление попытки уничтожить образ Божий в человеке, причем не последнее. На подходе трансгуманизм. В своём последнем интервью философ Мартин Хайдеггер предупредил, что технологический прогресс и технократический менталитет могут полностью уничтожить человечество. У нас есть ядерное оружие, а теперь еще искусственный интеллект и биотехнологии. Хайдеггер сказал: "Только бог может спасти нас". Не Бог, а "бог" — он не был христианином. Он имел в виду, что лишь подчинение божественной, внечеловеческой власти может удержать нас от самоуничтожения с помощью технологий. Поэтому, когда мир отрицает самоочевидную реальность мужчины и женщины, мы должны говорить о сверхъестественном. Думаю, это одна из причин, почему мир вновь склонен искать мистический опыт, но не обязательно обращается при этом к христианству.
В США и Великобритании молодёжь равнодушна к атеизму, но и к христианству тоже. Они массово увлекаются оккультизмом, психоделическими наркотиками, НЛО — всем, что обещает связь с тайной и трансцендентным. Рационалистическое, морализаторское или терапевтическое христианство не спасёт их от этих ложных путей. Мы, христиане, должны задействовать в этой борьбе всю силу нашей мистической и сакраментальной традиции.
– "Когда люди перестают верить в Бога, они не перестают верить во что-либо - они верят во что угодно", — писал Честертон. Как распознать подлинные знаки Бога?
– Короткий ответ: доверяйте Церкви и подлинной христианской традиции. Мы должны сверять всё с Библией и с авторитетными учениями. Да, иногда Бог посылает нам настоящих ангелов (в моей книге есть такая история), но нельзя забывать библейское предупреждение: иногда Сатана предстает в образе "ангела света".
– Есть ли более доступные знаки?
– Да — это обычный путь к вере: прежде всего, через встречу с живым Богом в молитве и на службе, а также через истинную Красоту, которая есть приглашение и путь к более наполненной жизни в Боге. Меня поразили слова Бенедикта XVI: "Самый действенный путь к Богу сегодня — не разум, а христианское искусство (эстетическая красота) и святые (нравственная красота)". В обоих случаях мы соприкасаемся с христианскими истинами через наши чувства. Силу красоты невозможно отрицать. Для меня именно ошеломляющая встреча в 17 лет с Шартрским собором стала началом моего паломничества к вере. Другой ключевой момент случился семь лет спустя, когда я, молодой журналист, брал интервью у пожилого священника, которого считаю святым. Оба случая стали для меня откровениями, приблизившими меня к Богу и направившими мой разум к Нему.
Каждый может посетить Шартр. Почти каждый из нас знает хотя бы одного святого человека. Но видим ли мы эти места и этих людей такими, какие они есть на самом деле — окнами в рай? Мы можем увидеть, если захотим. В книге я рассказываю, как обострить восприятие Божьего присутствия. В обретении веры воля важнее интеллекта.
* Движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено в России
Свежие комментарии