Отечественная гражданская авиация расправляет крылья. Несколько дней назад на международной выставке инфраструктуры гражданской авиации NAIS представители Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) презентовали план создания нового отечественного самолёта, который заменит стремительно выходящие из лётной годности Ан-24 и Ан-26.
Все подробности в статье.![SFERA — Pro Технологии SFERA — Pro Технологии](https://r1.mt.ru/r5/photoE467/20651635048-0/jpg/bp.jpeg)
Разработка Ил-114-300
В 2014 году отечественные авиапредприятия начали работы по модернизации Ил-114 и возобновлению серийного производства регионального пассажирского самолёта Ил-114-300, который должен заменить вышеупомянутые «Аны». Новая модификация Ил рассчитана на 68 пассажирских кресел и может использоваться в сложных погодных условиях, малооборудованных аэропортах с грунтовыми взлётными полосами.
Дальность полёта Ил-114-300 с максимальным количеством пассажиров составит 1400 км, а крейсерская скорость — 500 км/ч. Главный изготовитель — АО «РСК «МиГ», на заводах которого будут производиться агрегаты и финальная сборка новых Ил.
![SFERA — Pro Технологии SFERA — Pro Технологии](https://r4.mt.ru/r5/photo8C39/20874707897-0/jpg/bp.jpeg)
Оснащён Ил-114-300 двигателем ТВ7-117СТ-01 — гражданской версией ТВ7-117СТ, из-за неисправности которого произошла катастрофа на испытаниях Ил-112В. После этого были отложены работы по нескольким проектам, включая Ил-114-300. В январе 2023 года двигатель ТВ7-117СТ-01 получил сертификат «Росавиации». Стоит отметить, что Ил-114-300 включен в комплексную программу развития авиаотрасли, в рамках которой до 2030 года должно быть построено 70 самолётов этой модели. Первые два в 2024 году будут переданы единой дальневосточной авиакомпании.
Первый полёт опытного образца состоялся в 2020 году на аэродроме в Жуковском. Но уже в 2021 году перед ежегодным МАКС выяснилось, что Минпромторг разделит бюджет федеральной программы между двумя перспективными проектами гражданской авиации.
![SFERA — Pro Технологии SFERA — Pro Технологии](https://r3.mt.ru/r5/photoF712/20097780746-0/jpg/bp.jpeg)
Пора возрождать отечественную гражданскую авиацию
Работа над проектом нового регионального пассажирского самолёта, о котором внезапно сообщили в Минпромторге, началась давно. Прототипом модели стал L-610, который разрабатывался в Чехословакии в середине 80-х годов. Его первый полёт состоялся через 8 лет, но в 2006-м от самолёта отказались. В итоге было выпущено только 8 машин, включая 2 планера для наземных испытаний.
Намного большую популярность обрёл L-410, который был взят за основу при создании L-610. В 2013 году Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) стала полноценным владельцем чешской компании Aircraft Industries, которая серийно производила L-410. Самолёты из привозимых из Чехии частей с успехом собирались на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА). Продвижение самолёта на рынок и финансирование осуществляла Государственная транспортная лизинговая компания, принадлежащая Министерству транспорта РФ. С 2019 по 2020 год отечественные авиакомпании получили в лизинг 11 новых L-410.
![L-410 — SFERA — Pro Технологии L-410 — SFERA — Pro Технологии](https://r5.mt.ru/r5/photoDDF4/20320853595-0/jpg/bp.jpeg)
Весной 2022 Aircraft Industries была продана чешской компании Omnipol, которая в лучших традициях последних лет прекратила поставки частей L-410, после чего более 50 судов оказались на грани «вымирания». УЗГА, сохранивший сертификат разработчика, замещал в конструкции L-410 импортные детали и авионику. Однако каждое изменение производилось согласно ГОСТ-РВ, предназначенного для ОПК. А вот изменение этого же самолёта для гражданской авиации требует соблюдения ещё одного стандарта — ФАП-21, согласно которому каждое изменение в конструкции проходит тщательную сертификацию в течение 2-3 лет.
Летом 2022 российские авиакомпании, активно эксплуатирующие чешский самолёт, написали открытое письмо министру транспорта РФ Виталию Савельеву, где заявили, что у них «практически истощён резерв ресурсных двигателей, винтов и других агрегатов», а длительная сертификация изменений приведёт к резкому сокращению парка L-410, на котором совершают перевозки в труднодоступных регионах России. Ещё одно письмо авиакомпании направили в Минпромторг с просьбой профинансировать мероприятия по импортозамещению и ремонту L-410.
![SFERA — Pro Технологии SFERA — Pro Технологии](https://r3.mt.ru/r5/photo71DF/20543926444-0/jpg/bp.jpeg)
Осенью того же года на Восточном экономическом форуме заместитель министра промышленности РФ Олег Бочаров озвучил три сценария замещения L-410 в современных условиях: использование вторичных комплектующих, локализация производства корпусных деталей на УЗГА или переход на российский самолёт ТВРС-44 «Ладога».
Уральская «Ладога»
Проект ТВРС-44 реанимировали в 2019 году, когда директор авиационного департамента Минпромторга Дмитрий Лысогорский заявил о внесении поправок в госпрограмму по развитию и повышению конкурентоспособности российской промышленности. Спустя год Минпромторг утвердил тактико-техническое задание на опытно-конструкторскую работу по разработке ТВРС-44. Как уже упоминалось выше, за основу была взята модель чешского L-610, но в результате перепроектирования получился совершенно новый российский самолёт.
«Комплектация, материалы и крепёж — новые на 100% и полностью отечественные. Новым является фюзеляж, включая всю теорию, поперечное сечение, носовую и хвостовую части, обводы фонаря кабины экипажа, всю конструктивно-силовую схему, всю компоновку и навеску крыла и оперения», — сообщил главный конструктор проекта Сергей Меренков.
Практическая дальность ТВРС-44 с коммерческой нагрузкой 5 тонн составит 1200 км, а с максимальным количеством пассажиров (44 кресла) — 2200 км. Крейсерская скорость — 460-480 км/ч, максимальная высота полёта — 7200 м. ТВРС-44 сможет взлетать и садиться в аэропортах со слабым грунтовым покрытием.
![ТВРС-44 «Ладога» — SFERA — Pro Технологии ТВРС-44 «Ладога» — SFERA — Pro Технологии](https://r2.mt.ru/r5/photo071D/20766999293-0/png/bp.jpeg)
Одновременно с созданием опытных образцов самолёта на «ОДК-Климов» ведется разработка нового турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ-02 — на «Ладоге» планируется разместить два таких. К концу 2023 года в Санкт-Петербурге соберут четыре ТВ7-117СТ-02: два будут готовы летом, а ещё два будут участвовать в предварительных испытаниях самолёта в конце года. Серийное производство двигателя начнётся в 2025 году.
В январе текущего года «Ладога» успешно прошла комплекс испытаний в Центральном аэрогидродинамическом институте им. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ). Дальше — этап сертификации и первый полёт. Оба события должны состояться в конце следующего года, а уже в 2025 планируется запуск серийного производства. Серийные поставки ТВРС-44 «Ладога» начнутся в 2026 году.
Автор: Самойлик Мария
https://dzen.ru/a/Y-2I0SDvZwEOes3o
Свежие комментарии