На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Caltar
    "Согласно всей полученной информации, России придется дождаться окончания конфликта с Украиной, перед тем как начинат...Лондон впал в ист...
  • Юрий Золотарев
    Что? Ссыте?? Ну, ССЫТЕ!Лондон впал в ист...
  • Сергей Ковалев
    как сладко звучит "истерика Лондона"! значит верным курсом идём, товарищи! зазвенело фаберже в королевском доме, заго...Лондон впал в ист...

Русский "апгрейд" и кое-что еще. Бреши в щите Patriot пугают Киев и Запад

Еще в 2024 году казалось, что украинская оборона нашла относительно эффективный способ защиты от одной из самых серьезных российских угроз. Американские системы Patriot, поставленные весной 2023 года, заслужили хорошую репутацию, обезвреживая воздушные угрозы в небе над Киевом и другими важнейшими городами.

Они могли успешно уничтожать не только самолеты и крылатые ракеты, но и баллистические ракеты "Искандер" и даже "Кинжалы", а это оружие российская пропаганда много лет преподносила как непобедимое. Жители украинской столицы сразу ощутили положительные перемены, получив надежду на безопасность и доказательство технологического превосходства Запада.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Однако в последние месяцы в этом щите начали появляться трещины, вызывающие большую тревогу. Российские баллистические ракеты снова поражают цели глубоко в украинском тылу. И эти удары не единичны. По имеющимся данным, уже разрушены четыре завода по производству дронов и комплектующих для них, а также такие важные политические объекты в Киеве, как представительство Европейского союза и здание кабинета министров.

Все эти объекты по идее охраняются самыми лучшими из доступных средствами ПВО. По официальным украинским данным, в августе 2025 года украинской обороне удалось перехватить около 37% российских баллистических ракет, а в октябре эта цифра снизилась до шести процентов. Что же произошло?

Новые бреши

Когда на Украину привезли первые комплексы Patriot, произошел качественный перелом. Прежде Украина располагала только средствами ПВО советского производства, чьи возможности в борьбе с современными баллистическими ракетами очень ограничены. Благодаря Patriot произошли положительные изменения. Уже в первые недели с их помощью успешно сбили несколько воздушных целей, что привлекло большое внимание.

Впервые в истории боев было получено подтверждение об обезвреживании Х-47М2 "Кинжал" (запускаемой с воздуха версии ракеты "Искандер"). Этот успех был еще ценнее потому, что Москва преподносила "Кинжал" как "гиперзвуковое" оружие, от которого нет защиты. Добавлю, что "гиперзвуковыми" являются целый ряд баллистических ракет, так как некоторые из них на определенном этапе полета в пять раз превосходят скорость звука и определенным образом маневрируют. А этих двух характеристик достаточно для отнесения к "гиперзвуковым".

Ну вот и забрезжил конец. Ситуация для ВСУ откровенно плохая — полное освобождение Купянска не за горами

В 2024 году и на протяжении большей части 2025 года казалось, что оборона Киева почти непробиваема. Россия не раз пыталась прорвать ее комбинированными ударами дронами, крылатыми ракетами и баллистическими ракетами, но важнейшая инфраструктура украинской столицы и в ее окрестностях оставалась защищенной.

Возникло ощущение уверенности, по-видимому, все-таки ложное. Упомянутые успешные удары по Киеву и другим городам пошатнули эту уверенность и дали повод для дискуссии в среде военных аналитиков. Снижение успешности перехвата баллистических ракет очевидно, но остается вопрос, почему это произошло так внезапно и в такой мере.

Российский "апгрейд"…

Первым делом напрашивается такое объяснение. Русские усовершенствовали свое оружие так, что американским комплексам стало труднее его обезвреживать. Главную причину в этом видят, например, источники издания Financial Times. Хотя о создании нового поколения ракет речи не идет. По мнению автора Financial Times Фабиана Гоффмана, специалиста по ракетным технологиям, скорее всего Россия просто, но эффективно изменила профиль полета уже имеющихся у нее ракет. В частности, речь идет о более крутой траектории на конечном этапе полета.

Что это значит на практике? Большую часть пути баллистическая ракета летит по прогнозируемой параболической кривой на большой высоте. На последнем этапе она возвращается в атмосферу и приближается к цели. Именно на этом этапе у зенитных ракетных комплексов, таких как Patriot, есть максимальный шанс ее обезвредить.

Однако если ракета приближается к цели под очень крутым углом, близким к 90 градусам, тем самым резко сокращается время, на протяжении которого радары зенитного ракетного комплекса могут отслеживать и наводить на летящую ракету собственную. Крутой угол также сопряжен с большей вертикальной скоростью, что требует от зенитной ракеты чрезвычайной маневренности при поражении цели.

По словам Гоффмана, важно, что для подобной модификации не требуется сложных и дорогостоящих изменений в устройстве ракеты. Изменить можно только софтвер, то есть перепрограммировать управляющий компьютер и программное обеспечение для планирования миссии. Это позволяет российской промышленности гибко адаптироваться и совершенствовать весь арсенал без необходимости создавать новые производственные линии. Россия явно извлекает уроки из данных, собранных на поле боя, и постоянно совершенствует свое оружие.

Но стоит добавить, как отмечает, например, аналитик Ярослав Вольски и другие специалисты, что российские ракеты, такие как "Искандер", были способны маневрировать на финальном этапе полета с самого начала. Так что стоит говорить не о новой характеристике, а скорее об оптимизации и обнаружении такого способа наносить удар, который больше других осложняет задачу современным существующим зенитным ракетным комплексам.

… или игра цифр?

Теория о российском технологическом совершенствовании ракет вполне правдоподобна, и тем не менее все больше аналитиков склоняются ко мнению, что основная причина недавних российских успехов не скрыта в секретных конструкторских бюро. Она гораздо виднее и лежит в области простой математики, экономики и стратегических ограничений, с которыми неизбежно сталкивается украинская оборона. Сторонники этой идеи полагают, что не стоит искать изъяны в западной технике и что все дело в рутинных проблемах повседневности, в которой количество вооружений и их цена играют такую же важную роль, как и их технологический уровень.

Первый и, по-видимому, самый важный фактор — это критический дефицит подходящих зенитных ракет. Для непосвященных Patriot — монолитная система, но на самом деле в нем применяется несколько типов ракет для разных целей. Поскольку более старая и доступная модификация ракет PAC-2 создавалась, прежде всего, для уничтожения самолетов и крылатых ракет, она плохо справляется с обезвреживанием баллистических ракет. Настоящим "убийцей" "Искандеров" является более современная, меньшая по размерам и значительно более дорогая ракета PAC-3 MSE.

Она уничтожает цель не взрывом вблизи нее, а прямым попаданием на огромной скорости. Эту технологию называют hit-to-kill. Но именно таких ракет Украине остро не хватает.

Ситуация заставляет украинское руководство идти на крайне тяжелые решения. В некоторые летящие угрозы приходится не стрелять вообще, надеясь, что они не нанесут большого ущерба, или приходится применять менее подходящие ракеты PAC-2, понимая, что шансы на успех малы. В обоих случаях это негативно отражается на общей статистике успешности, но ничего не говорит о реальном качестве ракет PAC-3 MSE.

Иногда украинцам приходится применять меньше ракет, чем нужно. Согласно стандартной доктрине НАТО, чтобы максимально поднять шансы на обезвреживание опасной цели, необходимо применить сразу две зенитные ракеты. Шансы одной на успех достигают 70%, а две ракеты, пущенные одновременно, повышают этот шанс до 90%.

На видеокадрах, которые появились в первые месяцы применения комплексов Patriot, видно, что сначала Украина пользовалась этой тактикой. Но может ли она позволить себе такую "роскошь" в нынешней ситуации? Неофициальные данные и сообщения из украинской армии наводят на мысль, что в ряде случаев украинцы переходят к более рискованной стратегии "одна ракета против одной цели".

Это само по себе, чисто математически, снижает общий уровень успешности, но со стороны нападающего и защитника ничего не меняется с точки зрения технологий. Правда, эта ситуация сложилась не вчера, и ракет недостает давно, так что полностью объяснить этим сентябрьский спад в успешности украинской ПВО невозможно.

Второй важнейший фактор — это география. По своей площади Украина — вторая крупнейшая европейская страна, и сейчас она защищает свои города и инфраструктуру с помощью семи или восьми батарей Patriot (точное количество засекречено). Но этого совершенно недостаточно для охвата всей Украины. По оценке украинцев, для этого нужны еще десять батарей.

По понятным причинам оборона сосредоточена на нескольких точках стратегической важности, прежде всего вокруг Киева. Российское командование могло адаптироваться к этому. Вместо того чтобы снова и снова пытаться пробить оборону там, где она крепче всего, русские стали чаще отправлять баллистические ракеты против тех целей, которые, по их сведениям, не попали под защитный зонтик Patriot. Это, в том числе, города ближе к фронту или другие промышленные агломерации, которые не считаются жизненно важными. Каждый подобный удар по незащищенной цели по определению оказывается на сто процентов успешным.

Однако нам не известно точное число пораженных целей на Украине, как и местоположение батарей Patriot. Поэтому мы можем только догадываться о влиянии отдельных факторов. Многие данные засекречены, но по-другому нельзя. А с уверенностью на войне рассуждают только пропагандисты и полные профаны.

Вечный бой меча и щита

Где же правда? Скорее всего, ни одно из этих объяснений не является единственно верным, а причина комплексная.

Сегодняшняя ситуация в украинском небе — крайне показательный пример борьбы наступательного и оборонительного оружия. А в ней ни одно преимущество не вечно. Россия, несомненно, извлекает уроки и постепенно совершенствует свои вооружения. Однако эффект от этого усиливает и тот факт, что украинская оборона располагает очень ограниченными ресурсами и противостоит противнику, который ищет ее слабые места.

Обе стороны получают от каждого удара и обезвреживания массу данных. Российские инженеры выясняют, какие траектории и маневры привели к успешному прорыву обороны, и пытаются их повторить. Западные производители и украинские военные, напротив, анализируют данные перехватов, чтобы улучшить софтвер и прогнозирующие алгоритмы защитных систем. Эта невидимая "война данных" так же важна, как и сами ракеты и радары.

Говорить, что комплексы Patriot дали сбой или устарели (а об этом любят писать пророссийские источники), бессмысленно. Возможно, эффективность Patriot ниже, чем прежде, но очень вероятно, что при достаточном количестве боеприпасов эти комплексы остаются высокоэффективными.

Также ошибка считать Patriot неким волшебным щитом, который способен на сто процентов защитить что угодно где угодно. Это продвинутое оружие, чьи возможности, однако, имеют свои пределы. Кроме того, оно очень дорогое. А опыт Украины показывает, что решительный и изобретательный противник, имеющий еще и численное превосходство, способен найти способ пробить защиту.

Анализируя события на Украине в последние месяцы, можно прийти к следующему очевидному выводу. Проблемы в обороне Украины сопряжены, прежде всего, не с технологическим качеством, а с количеством. Для эффективной обороны страны требуется больше батарей и больше ракет. Правда, тут принципиального улучшения ситуации ожидать не стоит, поскольку и того, и другого мало. Таким образом, Украине придется просто выдержать российский напор и придумать другие способы минимизировать ущерб.

Главный урок, который должна извлечь из украинского опыта остальная Европа и весь Запад, в другом: даже в самых лучших оборонных системах всегда будут бреши. А их усовершенствование всегда подчиняется так называемому закону убывающей прибыли. То есть со временем совершенствование станет неподъемно дорогим, и каждый следующий процент эффективности будет обходиться в астрономические суммы, тогда как агрессор может находить более дешевые и гибкие пути.

Пример Украины показывает, что ограничиваться только обороной — значит ставить себя в крайне невыгодное положение. По-настоящему эффективная оборонная стратегия вряд ли возможна без мощного сдерживающего элемента, то есть способности нанести потенциальному агрессору сопоставимый или даже больший ущерб "взамен". Угроза болезненного ответа, скажем в виде достаточного числа собственных ракет большой дальности, может сдержать агрессора лучше, чем самая эффективная оборона.

 

Ссылка на первоисточник
наверх