Украинские, американские и российские переговорщики завершили первый этап попыток конкретизировать пути к миру на Украине. По информации, которую о результатах переговоров экспертных групп США и России опубликовал Белый дом, Соединенные Штаты и Россия, в частности, договорились об "обеспечении безопасного судоходства, неприменении силы и предотвращении использования торговых судов в военных целях в Черном море".
Также США пообещали, что "помогут вернуть России доступ на мировой рынок экспорта сельхозпродукции и удобрений, снизить расходы на морское страхование и улучшить доступ к портам и платежным системам для таких трансакций".Баш на баш
Наверное, каждый, кто в поисках информации о трагическом конфликте на Украине не полагается на государственные СМИ, знает, что подобное уже имело место и провалилось. Ранее существовала Черноморская зерновая инициатива, согласованная Россией и Украиной при посредничестве Турции. Также был подписан меморандум о взаимопонимании между Российской Федерацией и Организацией Объединенных Наций, в котором Москва подтвердила, что не будет препятствовать экспорту украинского зерна, а ООН обещала, что поможет устранить препятствия для экспорта российского продовольствия и удобрений.
И хотя сегодня подход Вашингтона изменился, его европейские союзники остались верны представлениям о том, что санкции — это наказание, которое можно смягчить только после ухода последнего российского солдата с Украины за границу 1991 года. Неясно, как Вашингтон хочет "убедить" своих бунтующих союзников согласиться на договор по Черному морю, в котором США выступили посредником. Вашингтон обращается к Европе (странам ЕС и НАТО), то есть государствам, которые еще не пережили болезненного катаклизма самопознания, который в Соединенных Штатах начался с ноябрьскими выборами в прошлом году. Воинственные европейские представители партии войны сегодня отказываются принимать модель прекращения боев, которая предусматривает три основных шага: перемирие — выборы украинского президента — мирный договор.
Многие политики в Брюсселе, Париже, Лондоне и Берлине дают понять, что для них потерять лицо намного страшнее, чем продолжать смертоубийство. Поэтому им нечего делать на дипломатических переговорах, где ведутся поиски компромисса. Пока позицию "коалиции на все готовых государств" можно охарактеризовать как скачок от нуля к временным планам. На данный момент они заключаются в а) продолжении конфликта, б) в активном вооружении, в) новых санкциях и г) помощи Киеву солдатами из коалиции желающих. Однако речь идет об их размещении не на Украине, а на авиационных и морских базах близ Украины и совместных учениях. Какими будут воззрения "коалиции желающих" завтра, неясно. Поэтому один из наиболее вероятных вариантов развития событий — ожесточение боев, в результате чего могут проясниться политические возможности. Или США сумеют надавить на непонятливых союзников. И хотя тут не стоит спешить, ходят разговоры о том, что следующий тур "технических консультаций" о прекращении конфликта на Украине может состояться в середине апреля.
Американское предательство
На пространстве от Киева до Лондона звучат жалобы на то, что Вашингтон предал Украину и принял "российский нарратив", поддавшись кремлевской пропаганде. Однако это лишь "стратегическая коммуникация" приверженцев партии войны. За сменой политики Соединенных Штатов Америки стоят объективные аргументы, которые несколько дней назад были суммированы в "Ежегодной оценке угроз", официальном аналитическом документе, который готовит разведка США. Он дает представление не только о ситуации в мире, но и о ценностной ориентации и знаниях немалой части политической элиты Соединенных Штатов Америки. Ведь нельзя забывать, что разведывательное сообщество США состоит из 18 институтов, а в текущем финансовом году общий бюджет гражданской и военной разведки США достиг 106,3 миллиардов долларов.
Согласно "Ежегодной оценке угроз", вооруженный конфликт и заграничные санкции принесли России проблемы, но ее экономика остается четвертой крупнейшей в мире (ВВП по паритету покупательной способности). Кроме того, "конфликт на Украине привел к повышению некоторых военных способностей". Пожалуй, самый важный вывод касается ситуации на фронте: "Эта изнурительная война на истощение приведет к постепенному, но неуклонному ослаблению позиций Киева на поле боя, независимо от любых попыток США или союзников навязать Москве новые и более высокие издержки". Результатом является не только растущая уверенность России в своем военном превосходстве, но и повышенное и продолжающееся политико-военное напряжение между Москвой и Вашингтоном, сопряженное с "повышенным риском ядерной войны". В итоге это осложняет "американские попытки довести конфликт до приемлемого завершения".
Согласно этому документу, "независимо от того, как и когда закончится конфликт на Украине, текущие геополитические, экономические, военные и внутриполитические тенденции России подчеркивают ее устойчивость и постоянную потенциальную угрозу мощи, присутствию и глобальным интересам США". Несмотря на все потери, российские военно-воздушные и военно-морские силы остаются нетронутыми, причем первые стали более современными и боеспособными, чем в начале конфликта. Потери сухопутных войск России в конфликте не подорвали стратегические основы ее военной мощи, включая ее разнообразные и надежные возможности ядерного сдерживания и асимметричные возможности, особенно в борьбе с космосом и подводной войной. Для США вкупе это означает, что продолжение российско-украинского конфликта представляет для них "стратегические риски непреднамеренной эскалации до крупномасштабной войны, потенциального применения ядерного оружия, повышенной нестабильности среди союзников по НАТО, особенно в Центральной, Восточной и Северной Европе, и более смелого Китая и Северной Кореи".
Хвала санкциям
Современный Вашингтон отличается от своих партнеров из "коалиции желающих" несколькими аспектами. Во-первых, из "Ежегодной оценки угроз" ясно, что США и не предавали союзников и не поддались российской пропаганде, а просто скорректировали свои представления о собственных государственных интересах. Из доклада разведки США следует, что давление на украинском фронте не приведет к поражению России, а дальнейшая эскалация может повлечь трагедию для самих Соединенных Штатов Америки, то есть для Запада в целом. Хотя жаждущая войны "коалиция желающих" и не хочет этого признавать. Кроме того, ясно, что для политиков из "коалиции желающих", способных мыслить только на узком региональном уровне, вооруженный конфликт на Украине — центральное событие в мире, а наверное, и в истории, тогда как для США это временный частный аспект глобальных проблем. Политики из "коалиции желающих" не видят необходимости компромисса. Напротив, компромисс для них означает диктат Москвы. Они подсознательно чувствуют, что в конце ряда компромиссов, которые ведут к миру, скорее всего, будет корректировка украинско-российской границы. Для Вашингтона и для многих европейских сторонников партии мира это меньшая трагедия, чем возможное продолжение или эскалация войны.
Сейчас перед Вашингтоном стоит крайне сложная задача — убедить партнеров по НАТО, что снятие некоторых санкций с России — шаг в правильном направлении; шаг, который открывает окно возможностей дальше вести переговоры о мире. Но продолжение конфликта, вооружение и санкции — единственное, что сегодня многие политики Европейского Союза и НАТО считают политическим инструментом. Они отказываются признавать и положение на фронте, и тот факт, что под давлением санкций российская экономика не рухнула. Согласно Международному валютному фонду, Европейский Союз и Соединенные Штаты Америки не показали за прошлый год такого большого роста ВВП, как Россия. Санкции — палка о двух концах. И стоит сказать, что санкций против России ввели немало.
Согласно самым цитируемым сейчас аналитическим докладам, которые публикует Castellum.AI, любопытный аналитический и консалтинговый центр со штаб-квартирой в Нью-Йорке, против Российской Федерации ввели больше санкций, чем против какого-либо другого государства мира: в четыре с половиной раза больше, чем против Ирана. С 2014 года против России работают более 24,3 тысяч санкций, причем больше всего со стороны Соединенных Штатов Америки — почти 7,4 тысячи. Показательна инициативность Франции (2,4 тысячи санкций), которая вводила санкции и вне рамок Европейского Союза (2,5 тысячи санкций). Особенно большое число санкций ввела Швейцария (3,3 тысячи), что, по-видимому, способствовало исключению Женевы из списка мест, где могут проходить американо-российские переговоры.
То, что современный Вашингтон не видит возможностей победить Россию с помощью санкций, не означает, что он не видит в санкциях инструмент политического давления.В дни, когда в Саудовской Аравии проходили переговоры между делегациями из Киева, Вашингтона и Москвы, Дональд Трамп подписал президентский указ о введении пошлин в размере 25% на все товары из стран, импортирующих венесуэльскую нефть либо из самой Венесуэлы, либо косвенно посредством третьих стран. В разъяснении этого указа Белый дом указал, что "пошлины являются мощным и проверенным источником финансовой силы для защиты национальных интересов", причем якобы это ясный сигнал о том, что доступ к экономике Соединенных Штатов Америки является "привилегией, а не правом".
Вашингтон под руководством Дональда Трампа не слишком изменился, и он подкорректировал только стиль, приоритеты и выбор инструментов. Это было сделано ввиду изменений в мировой обстановке, а также внутри страны. Большинство представителей Европейского Союза и Североатлантического альянса на это не способны, да и не понимают, зачем это нужно. Но вообще в войне, в которой твое положение ухудшается, лучше договориться как можно скорее о максимально выгодном компромиссе. Что в этом такого сложного, что политики из "коалиции на всех готовых" никак не могут это понять?
Свежие комментарии