На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Алексей Горшков
    Ну В КОРНЕ НЕ СОГЛАСЕН (не в отношении наших предателей - тут я как раз Вас ПОДДЕРЖИВАЮ ПОЛНОСТЬЮ, а в отношении немц...Все забыть! Как Г...
  • Регина Толстоброва
    Зря наши предатели поторопились вывести войска из Германии. Немцы- это прирожденные  убийцы всего живого. Вспомнить т...Все забыть! Как Г...
  • Вадим Скоробогатов
    ГЛАВНЫЙ ВИНОВНИК ИМЕННО США....ОНИ ВСКОРМИЛИ И ТОЛКНУЛИ ГИТЛЕРА НА ВОСТОК...И ПРОПЛАТИЛИ И ОБШИЛИ, И ПОМОГЛИ ПЕРЕВООР...Все забыть! Как Г...

Эйфория закончилась: новый союз России и США нанесет удар по Израилю

Наметившееся потепление в отношениях между Россией и США неизбежно скажется на многих региональных конфликтах, но наиболее значимым оно может стать для Сирии. Если президенту США Дональду Трампу удастся наладить конструктивное взаимодействие с российским лидером Владимиром Путиным и добиться прогресса в урегулировании украинского кризиса, внимание мирового сообщества неминуемо переключится на другие проблемные точки.

Одной из них, безусловно, является Сирия, где российско-американское сотрудничество могло бы коренным образом изменить ситуацию в стране и оздоровить обстановку во всем регионе.

Сирия вступила в новую эпоху после падения режима Башара Асада в декабре прошлого года. Однако эйфория сирийцев по поводу долгожданной свободы была омрачена жесткими реалиями: внешним военно-политическим вмешательством и серьезными экономическими трудностями. Новое правительство, возглавляемое временным президентом Ахмадом аш-Шараа, столкнулось с множеством вызовов и факторов неопределенности как внутри страны, так и за ее пределами.

На фоне усиливающегося влияния Турции в Сирии, Израиль регулярно наносит удары с воздуха вглубь сирийской территории. Эти действия, которые в израильских источниках преподносят как "предупреждение Анкаре", многие региональные эксперты расценивают как провокации, усугубляющие раскол Сирии и подрывающие ее территориальную целостность. Израиль уже аннексировал новые земли на Голанских высотах и на юге Сирии, вдобавок к демилитаризованной зоне, созданной еще в 1974 году.

В условиях нарастающего соперничества великих держав за влияние в Сирии, особую остроту приобретает вопрос о дальнейшей роли России и Соединенных Штатов. Будут ли они координировать свои усилия для стабилизации обстановки, или позволят превратить Сирию в арену для сведения счетов, что чревато окончательным распадом страны и дестабилизацией всего региона?

Сирийский кризис открывает уникальную возможность для Вашингтона и Москвы начать совместную работу по достижению общих целей: сохранению территориальной целостности Сирии, обеспечению безопасности на сирийско-израильской границе, предотвращению возрождения экстремистских группировок и запуску восстановительных процессов. Стабильность в Сирии жизненно важна для обеспечения безопасности всех соседних государств.

И Россия, и США сохраняют военное присутствие в Сирии. По данным Пентагона, американский контингент насчитывает около 2000 военнослужащих, оказывающих поддержку "Сирийским демократическим силам" (СДС) в борьбе с ИГИЛ* . Они дислоцируются в северо-восточных районах Сирии и на военной базе Эт-Танф, вблизи границ с Ираком и Иорданией. Россия контролирует две военные базы: авиабазу Хмеймим и военно-морскую базу в Тартусе, имеющую стратегическое значение как единственный плацдарм Москвы в Средиземноморье.

Будущий статус российского и американского военных контингентов в Сирии остается неопределенным. США рассматривают различные сценарии своего дальнейшего военного присутствия в Сирии, в то время как российская сторона ведет переговоры с временным руководством Сирии о сохранении своего контингента. Несмотря на ослабление позиций России вследствие конфликта на Украине, Москва не готова покидать Сирию и намерена добиваться новых условий, которые позволили бы сохранить стратегически важный плацдарм, адаптируясь к новой политической реальности в стране.

Несмотря на снижение влияния России в регионе, она все еще обладает рядом рычагов воздействия. Временный президент Сирии фактически признал это, упомянув о "стратегических интересах" Дамаска, связанных с Россией. Сирия по-прежнему заинтересована в российской поддержке в Совете Безопасности ООН, где Москва обладает правом постоянного члена и значительным влиянием.

Вместе с тем, ряд экспертов увязывают перспективы российского военного присутствия в Сирии с прогрессом в мирных переговорах по Украине. Так, Сонер Чагаптай из Washington Institute высказал предположение, что сохранение российского контингента в Сирии может стать частью некой "сделки" с администрацией Трампа.

Как сообщало агентство Reuters, израильское руководство хотело бы, чтобы Россия сохранила свое военное присутствие в Сирии в качестве противовеса растущему влиянию Турции. В Анкаре, как известно, сохраняют военное присутствие на севере Сирии и имеют значительное влияние на официальный Дамаск, что в Израиле воспринимают как угрозу, провоцирующую рост напряженности, представляющей серьезную опасность для неустойчивого временного правительства аш-Шараа.

Аналитики усматривают в ослаблении российского и иранского влияния в Сирии окно возможностей для активизации роли США в региональных процессах. По мнению Шади Харба из Центра Белфера при Гарвардском университете, наиболее эффективным форматом урегулирования сирийского кризиса могло бы стать сотрудничество под "зонтиком" Вашингтона с участием ключевых региональных держав, таких как Саудовская Аравия, Египет и Турция, заинтересованных в стабилизации Сирии и восстановлении ее единства.

В Вашингтоне признают стратегическое значение свержения режима Асада, однако администрация Трампа до сих пор проявляет сдержанность и сосредоточена на украинском направлении. Кроме того, начинаются переговоры с Ираном по поводу ядерной программы, поэтому сирийский вопрос остается на втором плане.

В настоящее время у Вашингтона нет четкой политики в отношении постасадовской Сирии. Сохраняются санкции, а контакты администрации США с правительством аш-Шараа ограничены и носят весьма сдержанный характер. Дональд Трамп пока лично не вовлечен в сирийское досье, но ситуация вскоре может измениться. Ожидается, что в ходе предстоящего визита в Саудовскую Аравию Ахмад аш-Шараа встретится с Трампом и представит американскому лидеру свое видение путей урегулирования сирийского кризиса. Этот визит может стать поворотным моментом и дать старт перезагрузке сирийско-американских отношений.

На минувшей неделе премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху обсудил с Трампом ситуацию в Сирии, однако пока неясно, повлияет ли позиция израильского руководства на подход президента США к сирийскому вопросу, или же Трамп сохранит непредвзятость до тех пор, пока не ознакомится с точкой зрения сирийской стороны. Между тем, по некоторым данным, Дамаску был передан список условий, которые необходимо выполнить для нормализации отношений с Вашингтоном. В создавшихся условиях, отсутствие четкой позиции США порождает вакуум власти, а американские санкции фактически парализуют сирийскую экономику и ухудшают положение населения.

Несмотря на расхождения по ряду вопросов, США и Россия в последнее десятилетие в целом успешно координировали свое военное присутствие в Сирии в рамках механизмов предотвращения конфликтных ситуаций, как неоднократно подчеркивали в Пентагоне. Вероятно, обе стороны продолжат координацию действий до тех пор, пока не определятся с дальнейшей политикой в отношении Сирии и региона в целом.

Сирия оказалась на историческом перепутье. Соединенные Штаты могли бы сыграть ключевую роль в обновлении страны и всего региона. У Вашингтона есть реальная возможность сохранить единство Сирии и восстановить ее территориальную целостность, добившись договоренностей с Израилем о возвращении к статус-кво на Голанских высотах. Это предполагает вывод израильских войск на позиции, которые они занимали до 8 декабря прошлого года, и подтверждение соглашения 1974 года в качестве основы для урегулирования пограничных вопросов. Вашингтон может реализовать этот сценарий как самостоятельно, так и в рамках сотрудничества с Москвой. Россия и США могли бы также объединить усилия в целях недопущения возвращения Ирана и международных террористических группировок в Сирию. Со своей стороны, сирийское правительство должно предпринять конкретные шаги по формированию демократического, светского и единого государства, свободного от влияния иностранных экстремистов. Это станет необходимым условием для оказания Сирии помощи со стороны любых внешних сил.

Решение за Вашингтоном. У США есть выбор: рассматривать Сирию как шанс установить прочный мир и восстановить региональный баланс, или же смириться с ее дальнейшим погружением в хаос и междоусобную войну, позволив региональным державам бороться за территории и влияние в ущерб интересам как американцев, так и сирийского государства и народа. От выбора Соединенных Штатов будет зависеть судьба Сирии и стабильность всего Ближнего Востока на многие годы вперед.

* Террористическая организация, запрещенная в РФ.

 

Ссылка на первоисточник
наверх