
Пойнты, каршеринги, барбершопы, моллы, дискаунты, кэшбэки, фастфуды, фудкорты, байеры, мерчендайзеры, хендмейд, эко-френдли...
Депутаты приняли в первом чтении законопроект, который предусматривает в том числе размещение вывесок и надписей только на русском.
В целом документ направлен на:
▪️ защиту русского языка как государственного;
▪️ снижение использования иностранных слов в публичном пространстве;
▪️ обеспечение соблюдения норм современного литературного языка.
Проект поправок к закону "О государственном языке РФ" и ряду других нормативных актов внесён ещё в октябре 2023 года группой депутатов, среди которых Елена Ямпольская (на тот момент - председатель Комитета Госдумы по культуре, ныне - советник Президента Российской Федерации), Александр Хинштейн (тогда - председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, сейчас - временно исполняющий обязанности губернатора Курской области), Максим Топилин (председатель Комитета Госдумы по экономической политике), Сергей Пахомов (председатель Комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству), Александр Шолохов (первый заместитель председателя Комитета ГД по культуре), Елена Драпеко (первый заместитель председателя Комитета ГД по культуре), Денис Майданов (первый заместитель председателя Комитета ГД по культуре), Ольга Германова (член Комитета ГД по культуре), Алексей Канаев (член Комитета ГД по промышленности и торговле).
"В соответствии со статьёй 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации. На обеспечение использования государственного языка направлен Федеральный закон от 1 июня 2005 года № 53-Ф3 «О государственном языке Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 53-Ф3). При этом Федеральным законом от 28 февраля 2023 года № 52-ФЗ (принят Государственной Думой 16 февраля 2023 года) Федеральный закон № 53-Ф3 был существенно дополнен. В частности, был уточнён и расширен перечень сфер с обязательным использованием государственного языка Российской Федерации (в настоящее время русский язык подлежит обязательному использованию в деятельности органов государственной власти и организаций, деловой переписке, рекламе, в информации, предназначенной для потребителей товаров (работ, услуг) и т.д.). В соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального закона № 53-Ф3 при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается употребление слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке и перечень которых содержится в нормативных словарях. В части 2 статьи 3 Федерального закона № 53-Ф3 определено, что при использовании наряду с русским языком иных языков их тексты должны быть идентичными по содержанию, равнозначными по размещению и техническому оформлению (иметь одинаковые параметры — цвет, тип и размер шрифта) и выполнены разборчиво. Однако на практике отмечается агрессивное активное использование вывесок, надписей, размещение информации о проводимых акциях, скидках и распродажах на иностранном языке. Рекламные щиты, вывески на магазинах, названия жилых комплексов и элементов планировочной структуры (в том числе наименования застраиваемых микрорайонов и кварталов) повсеместно пестрят привлекающими внимание иностранными словами. При этом Указом Президента Российской Федерации от 25 января 2023 года № 35 были внесены изменения в Основы государственной культурной политики (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808). Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации, обеспечение соблюдения норм современного русского литературного языка (в том числе недопущение нецензурной лексики) и противодействие излишнему использованию иностранной лексики данным Указом Президента России отнесены к задачам государственной культурной политики. Основной смысл законодательной инициативы «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» — защитить русский язык и существенно ограничить использование «англицизмов» и иностранных слов на всей территории России и, прежде всего, в публичном пространстве (в сфере рекламы, при продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг потребителям, в продукции средств массовой информации, при осуществлении градостроительной деятельности и т.д.). Федеральным законом от 28 февраля 2023 года № 52-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» было закреплено обязательное использование государственного языка в информации, предназначенной для потребителей товаров (работ, услуг). Вследствие этого необходимо в Законе от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» определить порядок использования русского языка в информации для потребителей. При этом в настоящее время статьями 8 и 9 указанного Закона определено использование русского языка только в информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и в информации о товарах (работах, услугах), доводящейся до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи или договоров о выполнении работ (оказании услуг). В свою очередь проектом закона определяется необходимость размещения в общедоступных местах (местах, доступных для неопределённого круга лиц) или доведения до сведения неограниченного круга потребителей (то есть с использованием вывесок, надписей, указателей, внешних поверхностей, информационных табличек, знаков, иных технических приспособлений и т.д.) не содержащей рекламы и предназначаемой для публичного ознакомления потребителей информации на государственном языке. Так, доведение до сведения потребителей информации о классе или виде товара, его дополнительных потребительских свойствах и характеристиках, условиях доступности организации, проводимых стимулирующих мероприятиях, акциях, скидках, распродажах и льготах, используемом коммерческом обозначении должно осуществляться на русском языке. Таким образом, должно стать невозможным использование на вывесках и витринах таких надписей как, например, «coffee», «fresh», «sale», «shop», «open» и т.п. Одновременно с этим законопроектом предполагается внесение изменений в Федеральный закон от 13 марта 2006 года № Э8-ФЗ «О рекламе» (в части закрепления обязательности наличия перевода на русский язык содержащейся в рекламе и выполненной на языках народов Российской Федерации либо иностранном языке информации в соответствии с требованиями и параметрами, определенными в Федеральном законе № 53-ФЗ). Тексты в рекламе на русском языке и на иных языках (при наличии) должны стать идентичными по содержанию, равнозначными по размещению и техническому оформлению. При этом предлагаемое закрепление в Федеральном законе «О рекламе» и Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» нормы об обязательном переводе и соблюдении параметров идентичности текстов и информации на русском языке и на иных языках в соответствии с положениями части 3 статьи 3 Федерального закона № 53-Ф3 не будет распространяться на фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания. Предлагаемые законопроектом изменения в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» и Федеральный закон от 13 января 1995 года № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» направлены на обеспечение соблюдения норм современного русского литературного языка (зафиксированных в нормативных словарях, справочниках и грамматиках), при трансляции информационных программ на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах и, вследствие этого, исключение речевых и лексических ошибок ведущих (дикторов) при передаче ими сообщений в таких информационных (новостных) программах. Кроме того, предлагается внести изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 30 декабря 2014 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» с целью закрепления положения о выполнении на русском языке коммерческого обозначения, индивидуализирующего объект капитального строительства, в том числе и наименование жилого комплекса либо малоэтажного жилого комплекса, а также наименований планируемых для размещения элементов планировочной структуры и иных объектов капитального строительства. Проект закона направлен на прекращение практики присвоения жилым комплексам и посёлкам (кварталам, микрорайонам) названий на иностранных языках либо с использованием производных от иностранных слов и выражений. Указание в проектной либо рабочей документации наименования объекта (группы объектов) капитального строительства должно выполняться на русском языке как государственном языке Российской Федерации. При этом в силу части 2 статьи 3 Федерального закона № 53-ФЗ в сферах, определённых законодательством Российской Федерации, предусматривающим использование русского языка как государственного языка Российской Федерации, сохраняется право наряду с государственным языком Российской Федерации использовать государственные языки республик, находящихся в составе Российской Федерации и другие языки народов Российской Федерации при соблюдении определенных указанным Федеральным законом параметров идентичности таких текстов по содержанию, равнозначности их размещения и техническому оформлению (цвет, тип и размер шрифта). Настоящим проектом федерального закона также предполагается внесение изменений в базовый Федеральный закон от 1 июня 2005 года № 53-Ф3 «О государственном языке Российской Федерации» и Основы законодательства Российской Федерации о культуре (Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1) в части включения в них отдельных положений Конституции Российской Федерации (в редакции с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) и Основ государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 (в редакции с изменениями, внесёнными Указом Президента Российской Федерации от 25 января 2023 года № 35). Так, предлагается в Федеральном законе № 53-Ф3 определить, что защита и поддержка государственного языка Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации, сохранению общероссийской гражданской, культурной и языковой идентичности. В целях защиты и поддержки государственного языка Российской Федерации предлагается уточнить пределы компетенции федеральных органов государственной власти (в части создания условий для популяризации русского языка). Отдельно предполагается закрепление обязательности использования русского языка как государственного языка Российской Федерации в коммерческом обозначении (за исключением фирменного наименования в составе коммерческого обозначения). Законопроектом предлагается дополнительно закрепить в Законе Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» гарантии сохранения культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации, этнокультурного и языкового многообразия и оказания поддержки проживающим за рубежом соотечественников в сохранении ими общероссийской гражданской, культурной и языковой идентичности, связей с исторической Родиной. Целью законодательной инициативы является формирование в России национально ориентированной среды, обеспечение защиты русского языка и ограничение использования иностранных (заимствованных) слов в публичном пространстве", - гласит пояснительная записка к документу.
"Законопроект важный. Государственный язык — основа национальной идентичности. К таким вопросам надо подходить взвешенно, понимая, как будут реализовываться нормы закона после его принятия", - сказал ранее председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин. "Необходимо беречь и развивать русский язык, создавать условия для его популяризации", - отмечал он. "Человек любит, к чему с детства привык — там у него и Родина. Фильмы, музыка, праздники, образы, герои. А главное — речь. Хватит растить граждан для чужих государств", - говорила соавтор документа Елена Ямпольская.
На сегодняшнем пленарном заседании ГД первый зампред Комитета по культуре Александр Шолохов (внук Михаила Александровича Шолохова, экс-директор Государственного музея-заповедника М. А. Шолохова, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству) заявил о ведущейся "агрессивной и целенаправленной атаке на национальные культуры". При этом он заверил, что "никто не говорит о запрете иностранных слов" или о том, чтобы "одним щелчком поменять то, что развивалось 40 лет".
"Что касается торговых знаков и фирменных наименований, то фирменных наименований не касается. Не нужно менять названия, которые уже есть", - сообщила Ольга Казакова, нынешний председатель Комитета Госдумы по культуре. По её словам, на стадии доработки было изменено первоначально содержавшееся в законопроекте предложение распространить действие на все материалы СМИ.

Свежие комментарии