Американский заместитель министра обороны Элбридж Колби распорядился проверить запасы боеприпасов Пентагона. Ревизия показала, что запасы артиллерийских снарядов, зенитных ракет и высокоточных боеприпасов сократился.
Поэтому администрация Дональда Трампа решила ограничить поставки вооружений и боеприпасов Украине и заняться восстановлением собственных запасов, готовя американские вооруженные силы к потенциальным конфликтам с серьезными соперниками.
Однако это решение принято в сложный момент, когда Украина отчаянно нуждается в современных системах ПВО, которые необходимы ей, чтобы отражать все более мощные удары российских ракет и беспилотников по городам. Сокращение поставок может ограничить возможности Киева защищать мирное население и критическую инфраструктуру.
"Киев и другие крупные города зависят от таких систем, как Patriot, и если их станет значительно меньше, возрастет вероятность более успешных российских ударов", — объясняет в интервью аналитик в области безопасности Ян Лудвик с факультета социальных наук Карлова университета.
Seznam zpravy: Правительство Дональда Трампа остановило поставки боеприпасов на Украину. Как это может повлиять на оборонную стратегию и возможности Украины, и в чем вы видите основную опасность?
Ян Лудвик: Насколько нам известно (а информации пока мало), администрация Трампа ограничила только часть помощи, которую ранее утвердил президент Джо Байден. Однако большая часть этой помощи была отправлена. Речь идет о примерно тысяче артиллерийских снарядов, сотнях крылатых ракет. То есть не додадут не так уж много.
Разумеется, Украине будет не хватать каждого снаряда, так как ситуация на фронте сложная. Но само по себе это еще не решающий перелом.
— Но американский телеканал NBC передает, что помощь, которую уже отправили, не просто остановили, а вернули назад. Сообщают о десятках ракет для зенитных ракетных комплексов "Пэтриот" и 250 ракетах для HIMARS. В кругах украинских военных это спровоцировало панику.
— Я не преуменьшаю проблемы, но если мы посмотрим на цифры, то тысяча артиллерийских снарядов или 250 ракет для HIMARS — то количество, которое на фронте можно израсходовать за день.
Кроме того, что касается HIMARS, до конца неизвестно, сколько еще этих комплексов осталось у украинцев. Вообще же можно сказать, что такое количество боеприпасов кардинальной роли не играет.
Важнее сам жест: помощь не просто приостанавливается, а отправляется обратно. Это важный сигнал, который говорит, что американцы могут действительно прекратить помощь совсем, но это в будущем.
— То есть это скорее проблема долгосрочной перспективы…
— Да. Нужно сказать, что Дональд Трамп не согласовывал никакой новой помощи Украине. И большой вопрос, примет ли он вообще какой-нибудь новый пакет помощи и на каких условиях. Не исключено, что он потребует, например, от Европы все профинансировать самостоятельно.
Но ситуация сложнее. С одной стороны, мы видим панику на Украине, во-первых, из-за не слишком дружелюбного отношения Дональда Трампа к Украине, а во-вторых, из-за сложившейся ситуации на фронте. Боеприпасов действительно не хватает, причем всех.
Особенно остро недостает средств ПВО. В последние месяцы необходимость в них была не только на Украине, но и при иранских налетах на Израиль и при отражении ударов хуситов на Ближнем Востоке. Поэтому пришлось израсходовать большие арсеналы.
Свою роль играет стратегическая позиция Пентагона. Ключевое место занимает Элбридж Колби, который давно продвигает идею о том, что главный геополитический противник Соединенных Штатов Америки — Китай. По его мнению, главным фронтом возможного конфликта станет Тайваньский пролив, и на это следует ориентироваться при распределении американских ресурсов. В этой связи Украина рассматривается как вторичная, периферийная проблема.
— Однако также стоит отметить, что ответственность за Украину взял сам Дональд Трамп, который не раз повторил, что "закончит вооруженный конфликт на Украине за один день". Не глупо ли с его стороны теперь отказываться от этой ответственности?
— По информации, поступающей из администрации, все это результат именно ревизии американских арсеналов. Но остается вопрос, единственная ли это причина. Думаю, что тут ситуация двоякая и мы где-то между "все очень плохо, но мы еще можем себе это позволить" и "все плохо настолько, что больше делиться мы не можем".
В такой обстановке роль играет и мнение людей, занимающих особое положение в администрации Трампа. Они часто говорят, что не знают, каким будет возможный конфликт с Китаем, и поэтому нужно проявлять осторожность. Вместе с тем они думают: "Украинцы не жаловали нас, когда мы были в оппозиции. Тогда зачем нам ради них рисковать собственными стратегическими интересами?"
Я думаю, что Элбридж Колби мыслит именно так. Он сам не знает, скольким США могут реально пожертвовать и решает, стоит ли рисковать ради Украины или лучше сэкономить силы для чего-то большего.
Прежняя администрация считала, что "Украина для нас стратегически важна, и поэтому мы отправим ей еще помощь", а новая администрация смотрит на дело так: "все это важно, но не настолько, чтобы мы пожертвовали ресурсами, которые нужны в другом месте".
— Но не соответствует ли поражение России общим интересам Европы и США? Ведь Россия представляет серьезную угрозу не только для Украины?
— Дональд Трамп считает Россию угрозой второстепенной. Я не думаю, что им движет, например, желание поддержать хорошие отношения с Путиным. То есть о личных отношениях или симпатиях тут речи не идет. Из того, что нам известно, следует, что инициатива исходит от Пентагона, а точнее от его руководства, которое давно указывает на угрозу в Азии. То есть мы говорим о стратегии, в соответствии с которой США должны сосредоточиться, прежде всего, на соперничестве с Китаем. С их точки зрения, Россия — проблема второстепенная.
А если кто-то и должен нести весь груз ответственности за помощь Украине, так это, как они считают, должна быть Европа, а США следует сосредоточиться на другом.
— Насколько прекращение поставок боеприпасов поможет России?
— Что касается России, то Москва, разумеется, обрадовалась. Но не потому, что конкретная задержанная партия (например, несколько сотен ракет и тысяч снарядов) способна сама по себе резко изменить ситуацию на фронте.
Самое важное для русских, что верх берет определенный нарратив и Украина уже не может положиться на регулярную и всеобъемлющую помощь Соединенных Штатов Америки. Для Кремля это настоящий стратегический успех. Особенно если выяснится, что Соединенные Штаты не только не хотят, но и не имеют возможности отправлять некоторые типы вооружений, скажем, зенитный ракетный комплекс Patriot, в необходимом количестве.
— Если эта помощь прекратится, то, по-вашему, есть опасность, что Украине придется из-за недостатка поставок из США изменить свои оперативные планы? И может ли она принять какие-то меры, чтобы минимизировать эти негативные последствия?
— Я думаю, что Украина уже принимает такие меры. Западная помощь давно сокращается, и Украина на это реагирует, экономит боеприпасы, меняет способ ведения боев. Мы видим также, что больший процент российских ударов сегодня прорывает украинскую ПВО.
Таким образом, ситуация продолжает ухудшаться, пусть и не резко. Но оборонительная линия истончается, и трудно сказать, когда система начнет распадаться. С другой стороны, сочетание технологий и стратегического преимущества обороны по-прежнему дают Украине возможность замедлять российское продвижение, пусть даже с ограниченными ресурсами.
— Насколько может осложнить ситуацию проблема нехватки средств ПВО?
— Достаточно сильно. Если ПВО продолжит слабеть, то все больше российских ракет и дронов будут успешно поражать цели: энергетическую инфраструктуру, командные центры, склады и гражданские объекты. Это принесет не только больший ущерб, но и негативно повлияет на мирное население, боевой дух и работу государства.
Киев и другие крупные города зависят от таких систем, как Patriot, и если их станет значительно меньше, возрастет вероятность более успешных российских ударов. Я не говорю о наземном наступлении на украинскую столицу, но эти удары станут дестабилизирующим фактором, который может вынудить Украину пойти на компромиссы.
Свежие комментарии