Погодите, говорить о ней в деталях еще преждевременно. Так отзываются политики о возможной миссии по обеспечению мира на Украине. Реальна ли она вообще, и какой она может быть?
Возможно, этой новости не уделили столько внимания, сколько она заслуживает, и тем не менее она важна.
Франция и Великобритания, вероятно, уже отправили на Украину команду военных, которые должны на месте изучить условия для возможной отправки европейских солдат."Они должны подготовить будущую структуру украинской армии", — уточнил их роль французский президент Эммануэль Макрон. По его словам, это шаг А в подготовке к последующим событиям. "Мы будем продвигаться так, чтобы на Украине могли действовать силы обеспечения из нескольких европейских государств", — заявил французский лидер.
Детали пребывания миссии нам не известны, и также не ясно, как Макрон и британский премьер Кир Стармер представляют себе "подготовку будущей структуры" украинской армии. Известно, что вооруженные силы Украины давно страдают от низкого уровня штабной работы, в том числе плохого планирования, что, однако, естественно ввиду того, что с начала конфликта ВСУ выросли примерно в четыре раза за счет новых людей без соответствующего образования и опыта.
Также это не решит еще одну проблему — нехватку людей на фронте. Ее Украине придется решать самой, в том числе с помощью непопулярных мер, таких как мобилизация. Расширение за счет европейских солдат сейчас невозможно и политически неприемлемо для стран Североатлантического альянса. Кроме того, это сделает вооруженный конфликт на Украине прямым столкновением с Россией, а в НАТО этого никто не хочет. Тем не менее для подготовки почвы для будущей координации и для выбора места для будущих сил обеспечения такая миссия вполне подходит.
Получится ли без американцев?
О планах отправить солдат на Украину много говорится, но очень мало конкретных данных и уж тем более нет идей о том, как такая миссия могла бы выглядеть. В ее состав планируется включить силы из так называемой "коалиции желающих", и при этом ведущую роль на себя берут Франция и Великобритания. Напротив, американцы держатся в стороне, хотя их с Украиной, если говорить о сотрудничестве и военной помощи, связывают, пожалуй, самые крепкие связи еще с 2014 года.
Стармер и Макрон уже подчеркивали, что Соединенные Штаты Америки своими конвенциональными, а также ядерными силами способны надежно сдерживать Россию от любой попытки напасть на международные силы. "Это могут быть сухопутные силы быстрого реагирования, корабли в Черном море и патрулирование в воздухе", — полагает аналитик Международного института стратегических исследований и бывший офицер британской армии Бен Барри. По его словам, американцы значительно помогли би и своей стратегической информацией, которая играет важнейшую роль, и никто из союзников по НАТО таким объемом информации не обладает.
Можно спорить об эффективности европейских армий, которые по численности и вооружениям превосходят российскую, но боятся ее и просят о помощи Соединенные Штаты Америки. Дело все в том, что в большей или меньшей мере они создавались для самостоятельной деятельности и располагают собственными опорными элементами, такими как логистика и штабные структуры, а также соединениями, оснащенными устаревшей техникой.
Однако, как показывает опыт, когда европейцы собираются вместе, скажем, в рамках миссий расширенного передового присутствия на восточном крыле НАТО, скажем в Латвии, Литве или Словакии, то все отлично получается.
Эти соединения по численности меньшие, чем бригада, способны вести боевые действия и самостоятельно, обладают общей логистикой и практически единственное, чего им недостает, это авиация. Но они могут рассчитывать на национальную авиацию разных стран. В результате они действительно способны сдерживать врага так, что пока ни в Прибалтику, ни в Польшу русские не сунулись. Конечно, Европе придется поднажать в области стратегического планирования и оборонной промышленности.
Риск есть
Именно такие соединения, как силы "расширенного передового присутствия", вероятно, могут послужить образцом для будущей миссии на Украине. В таком случае страны-участницы договорятся с другими союзниками об отправке не специально набранной команды, а, например, механизированного батальона, сил химической защиты, зенитчиков или тех, кем то или иное государство готово "поделиться".
Если говорить о Чешской Республике, то, скорее всего, на Украину отправилась бы механизированное подразделение 4-й бригады быстрого реагирования с боевыми бронированными машинами Pandur. Его бойцы подготовлены к подобным миссиям и хорошо вооружены. Идеально для подобной операции подошла бы тяжелая гусеничная техника, но пока в чешской армии на вооружении стоят устаревшие BVP2, а перевооружение невозможно без обязательного переобучения, и пока лишь ведется подготовка к нему. Также чешская армия пока только адаптируется к новому формату вооруженного конфликта, в котором важную роль играют дроны. В ближайшем будущем они должны стоять на вооружении каждого боевого взвода, и этот процесс ускорится, если бойцы будут отправлены на Украину.
В действиях "сил обеспечения", а это совершенно новое понятие, о котором порой говорят наряду со сдерживанием, по всей видимости, будут новые тактические элементы, и вся эта операция станет серьезным вызовом, в том числе, для планировщиков. Также следует откровенно сказать, что и риски будут большими. Если начнутся столкновения (а подобные силы не должны бояться "показать зубы"), то, наверное, риски будут выше, чем в Афганистане.
В частности поэтому некоторые государства, такие как Германия или Италия, скептически относятся к отправке сил на Украину, а многие чешские политики колеблются и поддерживают отправку миссии с оговорками. Однако нужно понимать, что, если проблемы игнорировать и избегать болезненных решений, конфликт на Украине так и не закончится. Придется чем-то пожертвовать, чтобы в будущем нам не пришлось расплачиваться еще больше.
Автор: Томаш Влах (Tomáš Vlach)
Свежие комментарии