Завеса секретности приоткрылась над его работой на «невидимом фронте» лишь спустя 60 лет. Алексей Георгиевич стал сотрудником СМЕРШа и был внедрён в польскую контрразведку во время войны.
В то время, когда гитлеровцы напали на нашу страну, он служил в армии в Читинской области. Их часть переформировали и вскоре направили в сторону Сталинграда.

Алексей Мороз стал бойцом той самой 10 стрелковой дивизии НКВД, которая первой, вместе с ополченцами, стала на пути у всей армады гитлеровцев под Сталинградом. Бои были настолько ожесточёнными, что меньше, чем через два месяца из 15 тысяч красноармейцев в живых осталось 91. От взвода Алексея Мороза он остался один, но даже без единого ранения. При этом комдив Александр Андреевич Сараев пройдя через всю войну в своих воспоминаниях не забыл храбрости этого парня с Алтая. Алексей Георгиевич за бои в Сталинграде был награждён орденом Красной Звезды.

На фотографии делегация воинов 10-й дивизии НКВД на приеме у председателя Президиума Верховного Совета СССР М. Калинина по случаю награждения дивизии орденом Ленина. Декабрь 1942 года. Алексей Мороз - крайний справа во втором ряду.
Алексей успел он повоевать и на Курской дуге. Был дважды ранен, но из боя не вышел до успешного окончания операции.
Летом 1943 года отчаянного красноармейца отправили учиться в Москву, в школу контрразведки. После неё были ещё курсы в Рязани. Всего обучали почти год. Уже тогда пришлось переодеться в польскую военную форму и разговаривать только на этом языке.
После этого Алексей был внедрён в польскую контрразведку под именем Алексиса Мороза. Уже в составе польских частей дошёл от Украины до Германии. Позднее Мороз вспомнит, что здесь было не легче, чем в Сталинграде. Там было понятно, где враг. А здесь постоянно приходилось сомневаться, почему сорвалась та или иная встреча, опасаться каждого.
Не раз возникала непосредственная угроза жизни. Когда разоблачали английского двойного агента, тот неожиданно выхватил парабеллум и наставил на присутствующих. В ту же секунду Мороз за мгновение выхватил у шпиона пистолет и обездвижил. Другой раз офицера, подозреваемого в продаже оружия немцам, «Алексис» пригласил в штаб. Но тот активно стал сопротивляться аресту и был ликвидирован.
Долго вычисляли радиста, работавшего на немцев. Сигнал пеленговали не раз. Но в подозрительной квартире жил только дед со взрослой внучкой. Однажды всё-таки к ним решили нагрянуть с обыском вскоре после сеанса связи. На столе стояло 3 чашки при двух жильцах. Один из оперативников заметил, что в странной квартире с улицы видны 2 окна, а из комнаты только одно. Оказалось, что второе – в замаскированной за шкафом тайной комнате. Там и жил вражеский агент. Взяли его прямо с рацией.
Офицер «Алексис Мороз» за храбрость не единожды награждался польскими наградами. После войны получил приказ остаться в Гданьске. Как вспоминал позднее, стало ему буквально невмоготу, такая взяла тоска по Родине. К концу 1946 года его наконец отозвали в Союз. Вскоре Алексей Георгиевич «вышел на гражданку».
Нашёл своё личное счастье, растил детей. Ещё до войны получил профессию учителя и теперь в полной мере осваивал её на практике. Стал подниматься по служебной лестнице, дошёл до секретаря райкома. Но всегда оставался бессменным лидером Алейского городского совета ветеранов.

Когда через десятки лет стал оформлять пенсию инвалида войны, с трудом удалось «добыть» подтверждающие работу документы. Оказалось, что многие из них ещё лежат под грифом «секретно». Среди них и те, что о деятельности в Германии.
Алексей Георгиевич Мороз ушёл из жизни в 2005 году. Но часть его биографии до сих пор остаётся в тайне.
https://my.mail.ru/community/ground_sky_sea/multipost/52030000C7DBD803.html
Свежие комментарии