На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Андрей
    Пи@@@бол этот Трамп, как время показало!Японский профессо...
  • Сергей Ковалев
    нет никакого "плана Трампа", есть планы большого бабла. Трамп вынужденно играет сложную игру - гегемону безусловно ну...Японский профессо...
  • Галина Чужая
    Сейчас весь Мир замер в ожидании окончания этой пятидесятидневки...  Все гадают и ждут кто первый моргнёт.Японский профессо...

"Кто смеет недооценивать ее?" Китайцы разозлены дикой русофобией Запада

Клифф Купчан: Добро пожаловать в эпоху "G-0". Будущее станет борьбой между тремя крупнейшими державами — РФ, КНР и США

"Секретный, продуманный план" Трампа оказался лишь пустой теорией. Доказательство тому — удар по Ирану

Мировой порядок движется к формату "G-0" (эпохе "Большого нуля"), где ни одна страна или организация не способна доминировать в глобальной повестке и формировании мирового порядка.

Международная система будет иметь тенденции к фрагментации и региональным объединениям, но без руководящего ядра.

28 июня Клифф Купчан, известный американский ученый и председатель компании Eurasia Group публично выступил с речью на тему "Трансформация геополитической структуры: игры держав, внутренняя политика США и глобальные риски" на мероприятии "Global Masters" Института финансовых исследований Чунъян при Китайском народном университете. Он подробно проанализировал тенденции изменений в текущей геополитической структуре и отметил, что Китай, США и Россия являются основными силами в мировой игре держав. В то же время Купчан изучил, как будет выглядеть новая международная экономическая система и какие далеко идущие последствия стоит ожидать миру.

Ниже приведет текст выступления Купчана:

Сегодняшний мир нестабилен, однако это важный и в то же время тревожный период, в который можно понаблюдать за развитием мировой политики. Мир переживает беспрецедентный этап "международной неопределенности".

1. Международные отношения

Международная система сталкивается с нестабильностью, причины которой сложны и разнообразны, включая различные конфликты и высокую степень внутренней напряженности, которую также усугубил американский фактор.

Противостояние держав и внутриполитические факторы международных отношений имеют тесную связь.

Я реалист и не могу точно сказать, использует ли Китай "Теорию международной политики" Кеннета Уолтца в качестве руководства, но надеюсь на это. Я тщательно изучил эту книгу и придерживаюсь изложенных в ней взглядов на протяжении последних 30 лет. Теория Уолтца о функционировании международной системы актуальна по сей день. Я думаю, что мы можем ее использовать, чтобы понять современную конкуренцию держав, к примеру, между Штатами и Китаем.

Для меня конкуренция держав подобна "силе притяжения". Хотя многим людям не нравится многополярная модель, она объективно существует и неизбежна. То же самое можно сказать и о конкуренции между США и КНР, а также Штатами и РФ. Проблема в том, что страны, которые формируют международную систему, подвергаются влиянию политики американского президента Дональда Трампа. Он не доверяет союзникам и не поддерживает свободную торговлю, что отражает его систему убеждений.

Таким образом, текущая ситуация характеризуется как конкуренцией со стороны крупных держав, так и глубоким влиянием внутриполитических факторов. Международная система и внутренняя политика тесно переплетены, о чем неоднократно говорили сторонники политического реализма.

Это не первый раз в истории, когда внутренняя политика оказывает значительное влияние на международные отношения. Так, распад Советского Союза в 1990-х годах был крупным событием; Дэн Сяопин и его Политика реформ и открытости в 1970-1980-х годах также глубоко повлияли на международный ландшафт. Изменения во внутренней политике сформировали международные отношения.

Нынешняя глобальная ситуация сталкивается с серьезными вызовами. Вашингтон пытается справиться с серьезными внутриполитическими проблемами, а также с многочисленными политическими рисками в международных отношениях. Некоторые действия администрации Трампа значительно усилили международную нестабильность и оказали влияние на мировой рынок.

2. Международная обстановка

Влияние текущей глобальной системы и внутренней политики США на ситуацию в мире.

Прежде всего, игры держав, особенно Китая и США, очень сложны. Китайско-американские отношения в основном охватывают четыре аспекта: торговую войну, научно-техническую "холодную войну", тайваньский вопрос и связанные с ним экспортные ограничения. В 2018 году Торговое представительство США обнародовало список пошлин для товаров из Китая, объем импорта которых в США составлял около 50 миллиардов долларов. Для некоторых товаров ставка была увеличена с 10% до 25%. Китай принял ответные меры и ввел пошлины на импорт из США сельскохозяйственной продукции, автомобиле й и прочих товаров. Ограничения и меры экспортного контроля в области науки и техники продолжают ужесточаться, что мешает взаимодействию сторон и усиливает торговые трения.

Что касается тайваньского вопроса, то Вашингтон недавно скорректировал свою политику в отношении Тайваня и отказался от формулировки "не поддерживает независимость Тайваня", что вызвало резкую реакцию китайского правительства. Очевидно, что риторика США и военная активность в Тайваньском проливе усилили напряженность в регионе.

Внутренняя политика США в отношении КНР значительно ухудшилась, особенно после пандемии. Министерство торговли США и связанные с ним ведомства заняли жесткую позицию в отношении Китая и ограничили выдачу виз китайским гражданам, что серьезно повлияло на китайских студентов в Америке. Когда Трамп в 2020 году подписал указ № 10043 в 2020 году, более 5000 китайских студентов и ученых получили отказ в выдаче виз или были депортированы.

Между Китаем и Штатами нет системного доверия. Китайское руководство больше обеспокоено внутренней экономической стабильностью, что привело к неспособности двух стран сформировать мировое лидерство. Администрация Трампа нацелена "Сделать Америку снова великой" с помощью торгового и дипломатического давления, но ее односторонняя и протекционистская политика ослабила лидерство Штатов в мире.

Что касается российско-украинского конфликта, то Москва продолжает крупномасштабное наступление на Украину. И, несмотря на различия в политике двух администраций США по отношению к России, ситуация на Украине принципиально не улучшилась.

Что касается ситуации на Ближнем Востоке, то причина конфликта между Израилем и Ираном кроется в споре вокруг ядерной программы и исторических противоречиях. Израиль считает, что у него есть стратегическое преимущество в борьбе с Хамасом и "Хезболлой". Разработка Ираном ядерного оружия вызвала напряженность в регионе и усугубила риски распространения ядерного оружия. Китай оказывает ограниченную поддержку Ирана, а экономические и политические факторы, стоящие за этим, сложны.

3. Внутренняя и торговая политика США

Такое политическое явление, как "трампизм" лежит в основе правого популизма и национализма, которые подталкивают Штаты к ограничению иммиграции, торговому протекционизму и ослаблению многосторонней торговли. В США возросло влияние популистов, а политические разногласия усилились.

В целом, США в настоящее время сталкиваются с внутренними и внешними вызовами, глобальное доверие к ним было подорвано, и, хотя доллар укрепился, он испытывает давление долгосрочных тенденций глобализации. Изменение в международной системе доверия и многостороннего сотрудничества повлияют на будущее системы глобального управления.

Главная проблема заключается в том, что административная система США сейчас не способна эффективно проводить политику. Например, так называемая "политика взаимных тарифов" Трампа была относительно простой и грубой мерой, которая усилила будущую неопределенность.

Ожидается, что инфляция вырастет, а тарифная политика в определенной степени будет сдерживать экономический рост.

Пошлины вводились в соответствии с законом о чрезвычайных экономических полномочиях в международной торговле, но Торговый суд счел их незаконными. Ожидается, что Верховный суд рассмотрит это дело летом 2025 года. Если Верховный суд окончательно решит, что меры незаконны, тарифную политику Трампа необходимо будет пересмотреть.

На сегодняшний день средняя тарифная ставка на импортируемые в США товары составляет около 16%, что является самым высоким уровнем с 1930-х годов. Ожидается, что в 2025 году она может достичь 28%, а в конце года — 15%. В случае решения Верховного суда, ставка может быть снижена до 12%, но в долгосрочной она останется на уровне 10-15%. Это означает вступление международной торговой системы в новую эру тарифной структуры.

Тарифные ставки Китая составляют 20-40%. Ожидается, что ставка снизится, если США и КНР в конечном итоге придут к соглашению. Япония, Южная Корея и Индия с наибольшей вероятностью заключат торговое соглашение со Штатами; страны АСЕАН могут столкнуться с более высокими тарифами из-за проблемы реэкспорта китайских товаров. Переговоры с Европейским союзом в основном сосредоточены на автомобильном секторе, и прогресс в них затруднен.

Администрация предыдущего лидера Джо Байдена делала упор на мультилатерализм, в то время как тарифы Трампа стали инструментом внешней политики. Толерантность Трампа к экономическим шокам ниже, чем я ожидал, и их последствия ощущаются очень быстро. Трамп снизил некоторые тарифы до 10%, и теперь ему необходимо как можно скорее достичь соглашения с Китаем. Он очень чувствителен к колебаниям рынка.

В настоящее время за торговые переговоры с Китаем и другими странами отвечает министр финансов США Скотт Бессент, и ожидается, что некоторые соглашения могут быть достигнуты уже в 2025 году. Двумя другими людьми, которым Трамп доверяет больше всего, являются старший советник президента Питер Наварро и советник президента по внутренней безопасности Стивен Миллер. Они оба — супер-ястребы. Наварро является твердым сторонником тарифов, но хорошая новость заключается в том, что в настоящее время тарифными вопросами занимается Бессент.

Ожидается, что повышение тарифов приведет к снижению экономического роста в США примерно на 1% в 2026-2027 годах и приведет к росту инфляции. Я думаю, что торговая политика Трампа очень рискованна.

Что касается иммиграционной политики, Трамп использовал эту проблему в своей предвыборной кампании, что стало ключевым фактором его победы. Распространено мнение, что иммиграционная политика администрации Байдена не позволила эффективно контролировать южную границу, что привело к потере рабочих мест для "синих воротничков", снижению заработной платы и почти полному краху системы. В настоящее время Трамп усилил депортацию, увеличил финансовую поддержку, но реализация этих мер должна быть аккуратной.

С макроэкономической точки зрения, тарифы в сочетании с иммиграционной политикой могут привести к росту инфляции и снижению экономического роста в ближайшие два с половиной года. Макроэкономическое воздействие иммиграционной политики может быть таким же или даже более существенным, чем от тарифной.

4. Новая международная экономическая система

Изменения в экономике США окажут влияние на весь мир. Поскольку Штаты являются крупнейшим мировым рынком, изменения спроса в стране напрямую повлияют на Китай и другие страны. Дефицит бюджета Америки продолжает увеличиваться и ожидается, что в 2025 году он составит около 6,4% ВВП. "Ястребов" в финансовой сфере очень мало, а ее состояние трудно держать под контролем.

В настоящее время в академических и политических кругах Вашингтона еще не всерьез не размышляли над важным вопросом: если популизм будет существовать в Штатах еще долгое время, как будет выглядеть будущая международная экономическая система? Попадем ли мы в мир, где нет США во главе?

Думаю, что нет. Трамп покинет свой пост в 2028 году, и, когда его больше не будет у власти, тарифная ставка в Штатах будет на уровне 10%-15%. Когда тарифы введены, их трудно отменить. Это общепризнанный экономистами и политологами факт. Начинают формироваться группы, действующие в интересах определенных кругов, и такую систему становится трудно изменить.

Хотя Байден не поддерживал тарифы в отношении Китая, введенные Трампом во время его первого президентского срока, ему не удалось отменить их. Таким образом, мы должны предположить, что международная экономическая система может вступить в эпоху, которая будет определяться тарифами. Эта тенденция заслуживает серьезного осмысления, поскольку она окажет глубокое влияние на глобальный экономический ландшафт.

С моей точки зрения, в будущем могут появиться более свободные региональные объединения. Например, Соглашение о свободной торговле, заключенное между США, Мексикой и Канадой может стать менее эффективным, и возможно формирование восточноазиатской группы с центром в Китае и АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). Однако отношения Китая с Филиппинами, Вьетнамом и другими странами очень сложные, из-за чего такой союз не будет прочным. Аналогичная группа может сформироваться в Европе, но ее политическое влияние может быть ослаблено правым популизмом.

Я не испытываю оптимизма по поводу формирования глобальной системы управления в ближайшие два десятилетия. Наиболее наглядной иллюстрацией этого является доклад о геополитической фрагментации и многополярности, опубликованный Международным валютным фондом в январе 2023 г. В нем рассматривается тенденция к фрагментации международной экономической системы и упадка мультилатерализма. На мой взгляд, это также означает постепенное снижение влияние доллара. Я думаю, что концепция "дедолларизации" преувеличена, и это будет очень медленный процесс. Позиции доллара США по-прежнему сильны, на его долю приходится 88% мировых транзакций. Причина заключается в глобальном доверии к Штатам, которое постепенно ослабевает. Доля других валют, используемых в международных расчетах, будет постепенно увеличиваться.

Кроме того, очень важны изменения в мировом экономическом ландшафте. Хотя эта тема широко обсуждается, мало кто на самом деле может уловить эту тенденцию. Нам нужно обратить внимание на некоторые важные силы, которые находятся на подъеме. Являясь членом "Глобального юга", КНР также является членом G20, и такие страны, как Индия, Турция, Бразилия, Саудовская Аравия и Индонезия, также развиваются. Эти страны приобретают все больший вес в формировании глобальной повестки, реагировании на изменение климата и посредничестве в международных делах, и они будут играть важную роль в будущей экономической системе.

Администрация Трампа разрушает международную систему, а американский популизм постепенно разрушает систему международной торговли. В будущем может быть создана совершенно новая институциональная структура, и это будет достаточно трудная задача.

Вывод

Сейчас мир находится в эпохе "Большого нуля", то есть ни одна страна или группа не может доминировать в глобальной повестке или формировать международный порядок. Геополитический спад усилился, а глобальное лидерство снижается. Если произойдет новый виток пандемии, последствия могут быть намного серьезнее предыдущих. Международный порядок стал более хрупким по сравнению с 1930-ми годами. В будущем три крупнейшие державы — США, КНР и РФ — усилят борьбу за доминирование в мире.

Комментарии пользователей Гуаньча:

Кантай

Российско-украинский конфликт является доказательством того, что, хотя Россия не может формировать мир, она может сильно влиять на него. Страна, которая в одиночку противостоит НАТО, шаг за шагом неуклонно продвигаться вперед. Кто посмеет недооценивать ее?

Секрет Чжугэ

Хочу кое-что поправить. Не международный порядок приходит в упадок, а гегемонистская система США. Мир вступает в новую эру.

Кантай

Переходный период от упадка гегемонии к установлению нового миропорядка обязательно будет хаотичным. Как говорится, нельзя построить, не разрушив. Новый порядок в будущем будет заключаться в улучшении механизма Организации Объединенных Наций и установлении децентрализованной, честной и справедливой системы глобального управления. Многополярность будет основой, гегемония не может быть устойчивой.

17216224272815

Число стран "Большой восьмерки", в которых доминируют западные страны, сократится до 0.

Долина призраков

Европа осталась в стороне.

Кот

Еще в начале российско-украинского конфликта я пришел к выводу, что Китай, США и Россия образуют "большой треугольник". Развитие мировой ситуации за последние три года доказало, что так и есть. Упадок США будет осознаваться все большим числом людей, США больше не способны доминировать в мире и были понижены со статуса мирового гегемона до одного из полюсов в "большом треугольнике". Россия в конечном итоге станет стороной, которая доминирует в борьбе с НАТО. Эта становится все более очевидным сейчас. Европейский союз когда-то имел потенциал стать одним из участников "мирового треугольника", но теперь шансов нет. Что касается Китая, он не станет мировым гегемоном, но будет завоевывать все большее уважение. Трения между тремя странами не исчезнут в будущем, но будут меньше. Потому что устойчивость треугольника будет проявляться в конкуренции мировых политических сил, то есть любая сторона треугольника будет сдерживаться двумя другими, и более сильный полюс всегда будет уравновешиваться объединением двух других.

 

Ссылка на первоисточник
наверх