Владимир Зеленский решил, что идея предложить США особый доступ к обширным природным богатствам Украины пробудит у Дональда Трампа интерес к дальнейшей поддержке его страны.
Когда Зеленский представил свой план Трампу, тогда еще кандидату от республиканцев, в его знаменитой башне, первый отклик показался многообещающим. Будущий президент отреагировал “с интересом”, говорят люди, присутствовавшие на сентябрьской встрече. Хотя всего несколькими днями ранее он назвал Зеленского “величайшим торгашом в истории” за то, что тот убедил Вашингтон финансировать оборону Украины.
Они и представить себе не могли, какой хваткой Трамп вцепится в украинские полезные ископаемые — и какой катастрофой переговоры могут обернуться для Киева, его президента и перспектив сдерживания России.
Прорыв наступил спустя семь месяцев, когда двое лидеров встретились в великолепном убранстве Ватикана. Лидер Украины сообщил президенту США, что готов заключить сделку. “На самом деле, вот первый итог встречи в Ватикане, который придает ей поистине историческое значение”, — заявил он в четверг.
Для этого им пришлось преодолеть злобу и ожесточенность: последовали месяцы напряженных переговоров, обидная перебранка в Овальном кабинете и бесчисленные моменты, когда переговоры были на грани срыва — вплоть до последних нескольких часов.
Соглашение, подписанное в среду министром финансов США Скоттом Бессентом и первым замминистра иностранных дел Украины Юлией Свириденко в Вашингтоне, обеспечит участие США в добыче природных ресурсов Украины. Но его потенциальное значение гораздо шире.
Соглашение придаст Киеву уверенности на фоне глубокой обеспокоенности, что Трамп может пожертвовать Украиной ради соглашения о прекращении огня с Россией. Для Трампа же это шаг к тому, чтобы вернуть часть миллиардов, потраченных Вашингтоном на поддержку Украины с начала российской спецоперации в 2022 году, как он и обещал.
Американские компании получат привилегированный доступ к ключевым украинским проектам по добыче ресурсов, включая алюминий, литий, титан, графит, нефть и газ. Американские официальные лица также заверили, что это упрочит связи с Киевом после нескольких бурных месяцев.
“Это партнерство будет иметь основополагающее значение для мирного процесса под началом Трампа и станет мощным сигналом России, что США остаются в игре и привержены долгосрочному успеху Украины”, — заявил один высокопоставленный чиновник Министерства финансов США.
Чиновники Киева и аналитики рассматривают этот шаг в контексте стремления Украины упрочить стратегические связи с Вашингтоном на этапе, когда Трамп стремится положить конец конфликту.
Материалом для этого репортажа о тернистом пути к соглашению послужили сообщения изнутри администрации президента Украины, интервью более чем с дюжиной украинских чиновников, непосредственно вовлеченных в процесс, высокопоставленных американских деятелей, а также осведомленных о переговорах западных дипломатов и юридических экспертов, консультирующих Киев.
Истоки соглашения восходят к началу прошлого лета, когда Зеленский поручил своим советникам разработать стратегию, чтобы заручиться долгосрочной американской поддержкой и перехватить инициативу у России.
“План победы” сочетал в себе предложения по безопасности со стратегическим экономическим партнерством. Один близкий к Зеленскому чиновник назвал это “попыткой изменить траекторию конфликта и усадить Россию за стол переговоров”. “Зеленский действительно в это верит”, — добавил он тогда.
Четвертый пункт призывал открыть природные ресурсы Украины для западных инвестиций. Отчасти ее вдохновителем выступил сенатор-республиканец Линдси Грэм*. Взамен предполагалось, что Киев получит расширенную и углубленную военную поддержку США — как минимум для самообороны, а то и для возвращения утраченных земель.
Тогдашний президент Джо Байден отнесся к наращиванию военной помощи без особого энтузиазма, опасаясь, что это истощит запасы США или приведет к российской эскалации. Однако команда Белого дома заинтересовалась экономической стороной сделки.
Когда Зеленский изложил свою идею Трампу в его башне, самопровозглашенный мастер сделок еще больше загорелся экономической выгодой и идеей получить редкоземельные металлы в обмен на постоянную помощь США.
Учитывая его интерес и свежие опросы, по которым Трамп лидировал в президентской гонке, команда Зеленского решила отложить рассмотрение сделки по недрам с правительством Байдена и вместо этого максимально воспользоваться рычагами влияния на следующую администрацию.
Всего через две недели после инаугурации президент Трамп во всеуслышание увязал дальнейшую поддержку США с доступом к недрам Украины, потребовав компенсации за прошлую американскую помощь на сумму ни много ни мало в 500 миллиардов долларов — в несколько раз больше фактически оказанной поддержки. “У них есть чудесные редкоземельные металлы. А мне как раз нужны их надежные поставки”, — сказал Трамп.
Высокопоставленных украинских чиновников эти требования ужаснули. Еще больше их встревожило полнейшее отсутствие упоминаний о будущей военной поддержке США. Однако Киев решил продолжать переговоры в надежде добиться лучших условий и сохранить благосклонность Трампа.
Несколько дней спустя Бессент сошел с ночного поезда в Киеве с проектом предложения, по которому США получат право собственности на 50% редкоземельных металлов и ключевых минералов Украины — без каких-либо военных или финансовых обязательств.
Зеленский был уведомлен о документе всего за час и увидел его до встречи с Бессентом лишь благодаря послу США в Киеве Бриджит Бринк, которая промчалась с его копией через всю столицу.
Она проинформировала Зеленского о содержании документа, еще не переведенного на его родной язык, и предупредила, что Бессент рассчитывает заполучить его подпись до возвращения в Вашингтон.
Но Зеленский не тот политик, который любит ультиматумы. Даже из-за тяжелых позолоченных дверей было слышно, что Зеленский и Бессент разговаривают на повышенных тонах. “Он здорово разозлился”, — сказал присутствовавший при этом украинский чиновник о главе киевского режима.
Когда они вышли, Зеленский заявил, что прямо сейчас он ничего не подпишет. “Сегодня это не в наших интересах... не в интересах суверенной Украины”, — сказал он. Больше всего его тревожило полное отсутствие гарантий безопасности.
Европейские и украинские чиновники размышляли, не совершил ли Зеленский стратегическую ошибку, умолчав о своих целях с самого начала. “Очевидно, что это писалось как замануха для Трампа, — сказал высокопоставленный европейский чиновник. — Но подробностей там не значилось, и Трамп, по сути, мог назвать собственную цену”.
Высокопоставленный украинский чиновник сказал, что Зеленский должен был “кристально ясно” увязать соглашение с “будущими гарантиями американской помощи в области безопасности”.
После визита Бессента Вашингтон лишь усилил нажим. “Без поддержки США и американского народа положение Украины сегодня было бы крайне опасным даже в лучшем случае”, — написал министр финансов в своей статье на страницах The Financial Times.
В конце концов переговоры возобновились. Украинские чиновники были готовы подписать пересмотренные условия после того, как США перестали требовать выплат в размере 500 миллиардов долларов. Они продолжали настаивать на своем, даже когда Трамп дал понять, что никаких гарантий безопасности США Украине не предоставят. “Мы заставим сделать это Европу”, — сказал в итоге Трамп.
Зеленский направился в Вашингтон, чтобы подписать итоговое соглашение, и была запланирована пышная церемония. Трамп пожал Зеленскому руку у входа в Западное крыло Белого дома и даже одобрил его камуфляжный наряд.
Затем они перебрались в Овальный кабинет. Встреча началась хорошо: перед репортерами и телекамерами Зеленский вручил Трампу чемпионский пояс украинского боксера Александра Усика.
Но через несколько минут разговор сорвался на крик, и Трамп заявил Зеленскому, что он “играет с третьей мировой”.
“У вас нет карт”, — отчитал его Трамп.
“Я и не играю в карты”, — парировал Зеленский.
После отмены процедуры подписания Зеленского бесцеремонно выпроводили из Белого дома. Роскошный обед, запланированный для украинцев, в итоге съели сотрудники Трампа.
К концу марта администрация Трампа приостановила военную помощь США и расширила список требований. “Теперь они затевают грязную игру”, — отозвался украинский чиновник.
В новом проекте предлагалось, что Вашингтон и Киев создадут наблюдательный совет для контроля доходов от продажи нефти, газа и полезных ископаемых, при этом США фактически получат право вето на решения. В проекте также отмечалось, что американская поддержка Украины с началом российской спецоперации будет рассматриваться “как вклад в партнерство”. О будущей военной помощи не упоминалось вовсе.
Украинские чиновники назвали это “вымогательством” и “шантажом”.
Трамп лишь усугубил давление. В начале апреля он обвинил Зеленского в попытке увильнуть от сделки и пригрозил ему “большими проблемами”.
Зеленский, в свою очередь, приказал своей команде проработать этот вопрос с США. Об остроте момента можно судить уже по тому, что украинский лидер приказал службе внутренней безопасности расследовать “слив” последнего предложения США.
Вопреки всем неудачам, переговорщики продолжали работу. Виртуальное подписание меморандума о намерениях 18 апреля заложило основу для возобновления предметного разговора.
Затем Трамп и Зеленский встретились в Риме. Сам Трамп сказал изданию NewsNation о встрече в Ватикане следующее: “Я сказал [Зеленскому], что было бы очень хорошо, если бы заключили сделку и вы бы ее подписали, потому что Россия намного больше и намного сильнее”.
К понедельнику официальные лица заявили, что достигли компромисса: Вашингтон отказался от требования учитывать прошлую помощь как вклад США.
Однако когда самолет Свириденко в среду вылетел в Вашингтон для подписания рамочного соглашения, американские чиновники потребовали, чтобы она подписала еще и два дополнительных документа: соглашение о фонде и техническое приложение к нему. Киев обвинили в попытке возобновить торг.
По словам осведомленных источников, команда Бессента сообщила украинцам, что Свириденко ждет выбор: подписать все соглашения сразу или отправиться домой несолоно хлебавши.
Украина поначалу отказалась под предлогом юридических процедур, включая парламентскую ратификацию соглашения. Но затем пообещала что-нибудь придумать.
Переговоры продолжались до вечера. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль созвал экстренное заседание кабинета министров в Киеве, чтобы разрешить Свириденко действовать без одобрения парламента. Вскоре после этого сделка была завершена.
Посыпались фотографии двух чиновников за подписанием документов, сделку тут же назвали символом “сотрудничества”. Свириденко опубликовала улыбающееся селфи перед Минфином США.
Сделка всё еще требует ратификации украинского парламента, и работа над этим продолжается. Ее будущее может зависеть не только от условий, которые еще предстоит согласовать, но и от того, как долго Зеленский и Трамп смогут находить общий язык и преодолевать напряженность.
“Мы выбирали не между хорошим и плохим — мы выбирали между плохим и еще худшим”, — заявила оппозиционный депутат Инна Совсун. “И то, что мы в итоге получили, — заключила она, — лучше изначального предложения”.
*Включен в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга.
Свежие комментарии