На протяжении десятилетий исследователи предупреждали о перенаселенности планеты. Но сейчас рождаемость падает так быстро, что даже ученые-демографы поражены. Это явление, как показывает обзор ситуации в мире, коренным образом изменит общества и соотношение глобальных сил.
В конце 1960-х годов американский биолог Пол Эрлих употребил термин "демографическая бомба" — он сравнивал рост человечества с раковой опухолью. Тогда на планете проживало 3,5 миллиарда человек, сегодня — почти 8,2 миллиарда, то есть в два с лишним раза больше. В недавнем исследовании, опубликованном в научном журнале Nature Communications, даже высказывается предположение, что людей может быть еще больше, поскольку жителей сельских регионов развивающихся стран подсчитывают не полностью.
Сейчас население Земли растет быстрее, чем когда-либо за последние сто лет. Согласно текущим расчетам, пик придется на 2080-е годы, и оно составит около десяти миллиардов человек, а затем к 2100 году численность начнет сокращаться. Однако эту тенденцию можно наблюдать уже сегодня: во многих регионах рождаемость падает такими темпами, которые удивляют даже демографов.
На сегодняшний день среднее количество детей на одну женщину в мире составляет 2,2 — чуть выше так называемого коэффициента воспроизводства населения, равного 2,1. Ниже этого уровня численность населения начинает сокращаться. Только в странах Африки к югу от Сахары женщины по-прежнему рожают в среднем четырех детей, причем многие из этих беременностей являются незапланированными. В остальных регионах женщины рожают в основном менее двух детей. Демографы объясняют снижение рождаемости прежде всего повышением уровня образования, доступностью противозачаточных средств и положением женщин в обществе. Считается, что чем более самостоятельно они устраивают свою жизнь, тем меньше у них детей.
Попытки политиков убедить женщин заводить больше детей до сих пор не увенчались успехом. Такие меры, как отпуск по уходу за ребенком, повышение пособия на ребенка или бесплатный уход за детьми в лучшем случае приводили к кратковременному росту рождаемости, о чем свидетельствует пример Германии.
После непродолжительного пика (1,59) в 2016 году количество детей на одну женщину снова снизилось и сейчас достигло минимума на отметке 1,35. С 1970-х годов, по статистике, умирает больше людей, чем рождается. Федеральное статистическое ведомство объясняет тот факт, что население Германии выросло в 2024 году почти на 100 000 человек и составило 83,6 миллиона, исключительно притоком мигрантов и беженцев.
Глобальная тенденция сокращения числа детей останется необратимой в обозримом будущем. Американский ученый-демограф Николас Эберстадт в статье для журнала Foreign Affairs говорит об "имплозии" населения и провозглашает "эпоху депопуляции": "Мы будем жить в мире сокращающегося и стареющего населения".
Кроме того, религия явно теряет влияние на принятие решения в пользу или против того, чтобы завести ребенка. Даже в мусульманском Иране коэффициент рождаемости составляет 1,7, а в католической Польше — всего 1,1. Демограф из Билефельда Ральф Ульрих считает, что молодые люди ищут другие ориентиры: "Интересно, что было бы, если бы такая поп-икона, как Тейлор Свифт, у которой почти 300 миллионов подписчиков в социальных сетях, вдруг стала матерью?" По его мнению, наверняка появилось бы большое количество подражателей.
Снижение рождаемости сопровождается увеличением продолжительности жизни. Сокращение и старение населения разрушает социальные устои и ставит перед правительствами огромные проблемы. Проблема затрагивает не только промышленно развитые страны. Постоянно сокращающееся число работающих людей вряд ли сможет обеспечить финансирование пенсий и медицинского обслуживания.
Систему образования тоже необходимо адаптировать к меняющейся возрастной структуре. В условиях, когда все меньше молодых людей, достигающих совершеннолетия, получают современное образование, старшие должны быть готовы продолжать обучение на протяжении всей жизни, чтобы производить инновации. Людям придется работать дольше. В то же время конкуренция между странами за высокообразованных мигрантов будет обостряться. Кроме того, поскольку все больше детей растут без братьев и сестер, их поведение в обществе будет меняться.
Чем больше будет сокращаться численность будущих поколений, тем меньше будут потенциальные рынки будущего. Доля европейцев в мировом населении будет уменьшаться, в то время как доля африканцев будет расти. А вместе с ней – и их экономическая значимость, а также претензии континента на представительство в Организации Объединенных Наций и, скажем, в Совете Безопасности ООН. Согласно прогнозам, в одной только Нигерии в 2050 году будет проживать столько же жителей, сколько в США.
Экономист Хериберт Дитер из Немецкого института международных отношений и безопасности (SWP) рассматривает демографические показатели страны как важный фактор силы, основанный на определенной возрастной структуре. Пока число молодых людей превышает число пожилых, страна может процветать экономически и набирать достаточно военнослужащих, что является необходимым условием для укрепления власти.
Там, где молодежи становится все меньше, не хватает солдат для нужд обороны. Родители, вложившие всю свою любовь и заботу в единственного ребенка, не захотят отпускать его на войну. В конце концов, может быть, это и есть возможность для более мирного сосуществования по всему миру.
Впрочем, если взглянуть на отдельные регионы, то можно увидеть, насколько по-разному развивается ситуация.
США
Долгое время рост численности населения был одной из сильнейших сторон США. В период с 1950 по 2010 год численность населения удвоилась, чему способствовал значительно более высокий уровень рождаемости, чем во многих других западных странах. Однако экономический кризис конца 2000-х годов стал переломным моментом. Рост численности населения заметно замедлился. Количество детей на одну женщину заметно сократилось. Совсем недавно этот показатель составлял 1,62.
Более половины бездетных взрослых в возрасте до 50 лет утверждают, что просто не хотят иметь детей. Вместе с тем другие называют факторы, на которые государство может хотя бы частично повлиять. Например, высокая стоимость жилья или долги за учебу, или слишком слабая поддержка в уходе за детьми. Согласно прогнозам, в 2038 году в США впервые умрет больше людей, чем родится.
То, как будет изменяться прирост населения, все больше зависит от другого фактора: миграции. Из 3,3 миллиона человек, пополнивших население США в 2024 году, примерно 84 процента прибавились в результате иммиграции. Согласно прогнозу Бюро переписи населения, если уровень иммиграции останется прежним, население США начнет сокращаться с 2080 года. Планы президента США Дональда Трампа закрыть границу с Мексикой для мигрантов и начать "крупнейшую в истории Америки операцию по депортации" могут еще больше усугубить демографические проблемы.
Нелегальные иммигранты не только составляют около пяти процентов рабочей силы. Они также в среднем значительно моложе стареющего американского населения. Средний возраст в США увеличился с 28 лет в 1970 году до чуть менее 39 лет. Ожидается, что к 2050 году люди старше 65 лет будут составлять более четверти населения.
Латинская Америка
За последние десять лет численность населения Венесуэлы уменьшилась примерно на восемь миллионов человек, что составляет четверть проживающих в стране людей. Это выводит страну в лидеры по тенденции, которая уже много лет сохраняется в государствах с левыми авторитарными режимами: люди бегут из родных стран. Находящийся под властью коммунистов остров Куба в Карибском море после социальных протестов в 2021 году лишился около двух миллионов человек, что составляет примерно пятую часть населения.
Аналогичная тенденция наблюдается и в Никарагуа. Сотни тысяч людей покинули страну. Их объединяет отсутствие перспектив на родине. Молодые, трудоспособные люди в основном уезжают в США или другие соседние страны, где впоследствии воссоединяются со своими семьями или создают новые. На родине же население стареет.
Вместе с тем падение рождаемости также меняет ситуацию на континенте. Население Бразилии, крупнейшей латиноамериканской страны, составляет 212 миллионов человек. Согласно прогнозам статистического бюро IBGE, после достижения пика (220,4 миллиона) в 2041 году численность населения будет снижаться, и к 2070 году составит всего 199,2 миллиона человек. Такая тенденция наблюдается и в других странах Латинской Америки. Таким образом, в среднесрочной перспективе дни роста населения, похоже, позади.
Согласно расчетам Экономического сообщества Латинской Америки и Карибского бассейна (CEPAL), общая численность населения региона в 2024 году составит около 660 миллионов человек. Это ниже прогноза 2000 года, когда ожидалось, что население составит около 689 миллионов человек. Экономически трудные годы пандемии стали переломным моментом с точки зрения рождаемости. В последнем прогнозе CEPAL говорится, что максимум будет достигнут уже в 2053 году. Предполагается, что к этому времени в Латинской Америке будет проживать 730 миллионов человек, прежде чем начнется сокращение населения.
Европа
Ни на одном другом континенте население не стареет и не сокращается так быстро, как в Европе. Только в Монако и Косово рождаемость по-прежнему составляет 2,1 ребенка на женщину, а численность населения стабильна. Даже во Франции и скандинавских странах, в некоторых из которых коэффициент рождаемости достигал почти 2,1, рождается все меньше и меньше детей. Германия с показателем 1,35 лишь немного не дотягивает до среднеевропейского уровня. Далее с показателем 1,1 находятся такие страны, как Испания, Сан-Марино, Мальта, Андорра и Польша.
Иммигранты часто привозят в страны ЕС более высокий уровень рождаемости, но в последующих поколениях показатель выравнивается. Во многих европейских странах демографические изменения произошли за короткий промежуток времени.
В середине 1960-х годов статистика зафиксировала последнюю когорту бэби-бумеров с высоким уровнем рождаемости; к началу 1970-х годов коэффициент рождаемости упал до уровня ниже 2,1. Специалисты по демографии не считают, что это произошло исключительно ввиду так называемого "снижения рождаемости из-за узаконивания противозачаточных средств". Экономические и социальные условия также играют роль в осуществлении желания иметь детей.
Во всей Европе женщины становятся матерями все позже и позже; в среднем на момент рождения первого ребенка женщина находится в возрасте старше 30 лет — немного моложе в Восточной Европе и немного старше в Южной Европе. В Германии возраст, в котором женщины становятся матерями, с 2012 года увеличился с 29,1 до 30,3 лет. Как правило, чем позже рождается первый ребенок, тем меньше детей в среднем имеет женщина.
Самой большой проблемой, стоящей сегодня перед европейскими странами, помимо нехватки квалифицированной рабочей силы, которую необходимо решать с помощью иммиграции квалифицированных специалистов, является многочисленное поколение бэби-бумеров, выходящих на пенсию. Это окажет значительное давление на пенсионные фонды. Такая ситуация затронет и Германию. Когда в 1916 году пенсионный возраст был установлен на уровне 65 лет, до пенсионного возраста доживали лишь трое из десяти работающих людей. С тех пор средняя продолжительность жизни выросла более чем на два десятилетия: сегодня она составляет около 83 лет для женщин и 78 лет для мужчин.
Африка
В Уганде президент Йовери Мусевени был известен тем, что возлагал большие надежды на рост населения в качестве экономического инструмента. Однажды он заявил студентам, что рождение детей — это их "работа". Западные инициативы по более последовательному распределению контрацептивов были, с его точки зрения, "попыткой кастрации нашего народа". Темпы роста населения Уганды составляют 3,7 процента в год, и она является одной из самых быстрорастущих стран в мире. Однако недавно глава государства изменил свою позицию. По словам Мусевени, слишком частые беременности "ослабляют организм". Кроме того, прокормить столько детей может быть "нелегко".
Политики других стран континента, таких как Танзания и Нигерия, также все чаще открыто говорят о важности планирования семьи. В Руанде правительство даже вступило в конфликт с обладающей большим влиянием католической церковью, которую оно обвинило в подрыве его политики своими призывами отказываться от контрацептивов и абортов. Молодые, прогрессивные люди континента, средний возраст которых составляет всего 19 лет, поняли, что слишком много "божьих даров" могут сильно замедлить развитие их стран.
Несмотря на смену курса политиками вроде Мусевени, население Африки к югу от Сахары растет гораздо быстрее, чем в любом другом регионе. С 1960 года оно увеличилось в пять раз и достигло 1,5 миллиарда человек. Эта тенденция сохранится. По прогнозам ООН, к 2050 году население Африки вырастет до 2,5 миллиарда человек. К тому времени 28 процентов всех людей в мире будут африканцами. В 1960 году африканцем был лишь один из десяти.
Распределение неравномерно. В более развитых странах темпы роста довольно низкие; на Маврикии, как и в большинстве западных стран, рождаемость ниже уровня 2,1 ребенка на женщину; ниже этого показателя население начинает сокращаться. В урбанизированной Южной Африке этот уровень лишь немного выше, как и в странах Северной Африки. По мере роста населения увеличивается и его мобильность.
По данным американского аналитического центра Africa Center for Strategic Studies, число нелегальных мигрантов из Африки в Европу и страны Персидского залива в 2024 году составит лишь половину (146 000) от показателя предыдущего года (282 000); благодаря ужесточению мер все больше африканцев ищут перспективы в своем регионе. По данным ООН, 80 процентов африканских мигрантов остаются на своем континенте. За последнее десятилетие их число выросло на четверть.
Азия
Азия по-прежнему остается самым густонаселенным континентом, но сейчас она переживает демографический перелом. В Индии сегодня проживает 1,4 миллиарда человек, и по уровню рождаемости она опережает Китай, который долго являлся самой густонаселенной страной мира. Но эти две страны в корне отличаются друг от друга. Более 40 процентов населения Индии моложе 25 лет. Чтобы реализовать этот потенциал, образование, создание рабочих мест и инфраструктуры должны идти в ногу со временем. Такие программы, как Make in India, должны помочь привлечь инвесторов и компании со всего мира. В ближайшие годы Индия будет продолжать расти.
Китай, напротив, переживает потрясение. После десятилетий политики одного ребенка население страны сократилось впервые за 60 лет. Быстрый рост стоимости жизни в сочетании с ухудшением экономической ситуации и высокой стоимостью образования приводит к тому, что все меньше пар заводят детей. Чтобы противостоять нехватке рабочей силы, правительство недавно повысило пенсионный возраст — мера, которая вызвала споры среди населения.
К 2050 году доля людей старше 65 лет увеличится более чем на 30 процентов. Правительство прибегает к сомнительным методам, чтобы побудить людей заводить детей. Поступают сообщения о том, что госслужащие звонят женщинам, чтобы убедить их в преимуществах большой семьи, а в качестве стимула предлагают детские носки.
Япония и Южная Корея — лидеры в старении населения. В Японии почти треть граждан старше 65 лет, а уровень рождаемости составляет всего 1,3 ребенка на одну женщину. В Южной Корее этот показатель даже упал до рекордно низкого уровня в 0,78 — самого низкого в мире. Попытки решить проблему с помощью денежных премий, более длительного отпуска по уходу за ребенком и бесплатных детских садов оказались безуспешны.
Свежие комментарии